Чиновники обещают авиакомпании банкротство
Банкротство авиакомпании «Трансаэро», которая так и не договорилась с «Аэрофлотом» о выкупе ее контрольного пакета, может оказаться неизбежностью. Такую возможность не исключают в правительстве, но банки-кредиторы, рискующие потерять около 80 млрд руб., резко против. Росавиация уже предложила ограничить продажи билетов «Трансаэро». Очередная попытка решить судьбу компании состоится сегодня на совещании у Дмитрия Медведева.
Сегодня на совещании у премьера Дмитрия Медведева должно быть принято финальное решение о судьбе второй по величине авиакомпании РФ «Трансаэро», сообщили «Ъ» источники в отрасли. Поводом для совещания стала неопределенность со сделкой по санации «Трансаэро» за счет покупки «Аэрофлотом» 75% плюс 1 акции проблемного перевозчика за 1 руб. 28 сентября истек срок рассмотрения оферты «Трансаэро» по выкупу пакета, но ее акционеры не собрали акции (см. «Ъ» от 29 сентября).
В результате ряд чиновников официально заявили о том, что банкротство «Трансаэро» может стать реальным. Во вторник об этом сказал министр транспорта Максим Соколов, вчера такую возможность не исключил уже и первый вице-премьер Игорь Шувалов. Замминистра транспорта Валерий Окулов сообщил, что новое решение по оферте будет принимать «Аэрофлот», «поэтому результаты не прогнозируются». В Минтрансе «Ъ» сообщили, что «все варианты находятся в стадии обсуждения». В «Аэрофлоте» отказались от комментариев, в «Трансаэро» «Ъ» не ответили.
Источник в правительстве пояснил «Ъ», что слова Игоря Шувалова означают, что санация «Трансаэро» через банкротство «сегодня рассматривается как один из самых вероятных вариантов». «Это не значит, что остальные варианты уже не актуальны, но возможность оферты и выкупа акций уже является теоретической»,— сказал он. Собеседник «Ъ» подчеркнул, что «санация в любом случае будет идти по управляемому сценарию», а управление «Трансаэро» сохранится за «Аэрофлотом», «как наиболее крупной и компетентной авиакомпанией».
Игорь Шувалов заметил, что «главное для правительства — спасти людей, не компании». Представитель его секретариата добавил, что перед правительством стоит задача не допустить социальных взрывов за счет сокращений и выполнить обязательства перед пассажирами. Источник «Ъ» в одном из ведомств добавляет, что если решение о банкротстве не примут, то «Аэрофлоту» могут быть предоставлены госгарантии на 85 млрд руб. Но, по его словам, переход в 2016 году на однолетний бюджет вместо трехлетнего делает это менее привлекательным для банков, госгарантии придется подтверждать каждый год.
Впрочем, неясно, является ли банкротство «Трансаэро» реальной угрозой или, например, стимулом для кредиторов достичь договоренностей. Так, в 2014 году, в разгар конфликта «Мечела» с банками-кредиторами чиновники неоднократно допускали возможность банкротства компании. Но в итоге на радикальный вариант никто не решился, и основные кредиторы договорились о реструктуризации долгов. Большинство банков—кредиторов «Трансаэро» также против банкротства, поскольку будут списаны прямые необеспеченные кредиты, выданные «Трансаэро», рассказывают собеседники «Ъ» в банковском секторе. Общий долг компании оценивался в 260 млрд руб., из них перед банками — 80 млрд руб. (среди них Сбербанк, ВТБ, МКБ, Новикомбанк, Абсолют-банк и другие). В Сбербанке и ВТБ отказались от комментариев. Глава правления Абсолют-банка Андрей Дегтярев считает «абсолютно неприемлемым» банкротство «Трансаэро», это означает единовременное списание 90 млрд руб. По его мнению, целесообразнее создать компанию, которой бы владели кредиторы, а управление осуществлял бы «Аэрофлот» без консолидации «Трансаэро» на своем балансе.
Риски приостановки деятельности «Трансаэро» привели к тому, что, по данным «Ъ», вчера Росавиация направила компании телеграмму, предложив остановить продажи билетов. По данным туроператоров, с вечера вторника выписка билетов «Трансаэро» происходит только на сутки вперед. При этом, по информации «Ъ», до декабря продано более 600 тыс. билетов «Трансаэро», продажа открыта до конца летнего расписания 2016 года. Вчера на ее сайте можно было купить билеты по ряду направлений с вылетом и возвратом в августе 2016 года. Операционную деятельность «Трансаэро» сейчас обеспечивает «Аэрофлот»: по данным «Ъ», за сентябрь расходы превысили 5 млрд руб. «Аэрофлот» не исключал прекращения оплаты за заправку самолетов «Трансаэро» уже в среду ночью, но продлил дедлайн до 2 октября. Один из источников «Ъ» говорит, что на вторник риск приостановки обслуживания «Трансаэро» возник в нескольких зарубежных аэропортах. «Наиболее рискованными направлениями сейчас являются Турция, Египет и Вьетнам»,— говорит он.
Независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко говорит, что «после решений правительства в начале сентября было понятно, что «Аэрофлот» как бенефициар ухода «Трансаэро» возьмет на себя обязательства решить ее проблемы с пассажирами, а затем деятельность компании будет постепенно завершена». По его предположению, под управлением менеджмента из «Аэрофлота» «Трансаэро», «проработает до марта или мая, «Аэрофлот» будет сокращать направления «Трансаэро», отдавая самолеты лизингодателям», потом может быть запущено банкротство.