«Тверьэнергосбыт» и «Смоленскэнергосбыт» в 2013 году лишились статуса гарантирующих поставщиков (за надбавку к цене такая компания обязана заключать договоры на поставку электроэнергии с любым обратившимся к ней поставщиком). Долг «Тверьэнергосбыта» на момент лишения статуса был 1,7 млрд рублей, «Смоленскэнергосбыта» — 770 млн рублей.
Конкурсное производство в «Тверьэнергосбыте» и «Смоленскэнергосбыте» было введено в июле и августе 2014 году соответственно. За время банкротства удалось собрать 900 млн рублей с обеих компаний, рассказали собеседники издания. В феврале 2015 года конкурс на статус гарантирующего поставщика в Курской и Тверской областях выиграл «Атомэнергосбыт», а в апреле он стал гарантирующим поставщиком в Смоленской области. «Атомэнергосбыт» по условиям конкурса оплатил 40% долгов «Тверьэнергосбыта» (1,2 млрд рублей) и «Смоленскэнергосбыта» (879 млн рублей). «Атомэнергосбыт» тоже вошел в реестр кредиторов сбытовых компаний, рассказал источник в одной из компаний — кредиторов. Среди других — «Газпром энергохолдинг» и «Т плюс».
Крупнейшим кредитором «Тверьэнергосбыта» и «Смоленскэнергосбыта» была «МРСК Центра» — по ее предложению суд и назначил конкурсных управляющих, рассказали собеседники издания. По их словам, часть денег сбытовых компаний лежала на счетах в проблемном КБ «РОСТ» и их необходимо было собрать на едином для каждой компании счете. Но для этого не были выбраны уже имевшиеся счета в ВТБ, Сбербанке или Россельхозбанке, а был открыт новый — в «Российском Кредите». С остальными кредиторами это решение не согласовывалось, утверждает один из собеседников газеты.
По закону о банкротстве у банкрота может быть только один расчетный счет, говорит представитель «МРСК Центра». Счета у сбытовых компаний были в банках-кредиторах, поэтому они были закрыты, рассказал он. А на момент перевода денежных средств в «Российский Кредит» (осень 2014 года) банк не был проблемным, он был на 51-й позиции рейтинга надежности банков ЦБ, подчеркнул представитель «МРСК Центра». Весной этого года ЦБ обязал банк провести докапитализацию, а 24 июля «Российский Кредит» лишился лицензии за проведение высокорискованной кредитной политики. Отзыв лицензии у «Российского Кредита» был форс-мажором, подчеркивал на заседании кредиторов 25 августа представитель «МРСК Центра» (копия протокола есть у «Ведомостей»).
«МРСК Центра» как контролирующий кредитор сбытовых компаний могла бы распределить средства и сама бы получила около 540 млн рублей, сетуют источники в других кредиторах. В реестр были включены требования более ранних очередей, а сделку по ним конкурсный управляющий оспаривает в суде, поэтому решение о распределении средств не представлялось возможным, рассказал представитель «МРСК Центра».