У корпоративных клиентов банков, лишившихся лицензий, возникли новые проблемы. Компании, чьи счета на момент отзыва были заморожены по предписанию ФНС, фактически лишились доступа к банковскому обслуживанию. По закону банки не имеют права открывать новые счета в других банках при наличии блокировки счета налоговой службой в других банках. То есть фактически они лишены возможности продолжать свою деятельность даже при желании уплатить налоги и снять претензии налоговиков, пишет «Коммерсант».
Вопрос трудностей с открытием новых счетов клиентами банков, лишенных лицензий, поднял омбудсмен при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов в письме, которое на днях получил президент Союза юридических лиц Москвы Роман Масленников (документ есть у «Коммерсанта»). Как следует из письма омбудсмена, законопроект, устраняющий эту правовую коллизию, уже поддержан ЦБ и направлен в правительство. Суть поправок, как следует из письма, в том, что банкам будет дано право принимать на обслуживание клиентов, чей счет, если он был единственным, был заморожен по предписанию ФНС на момент отзыва лицензии.
Сейчас банки проверяют, есть ли у клиента заблокированные счета в других банках, при его приеме на обслуживание, отмечают банкиры. «Эта проверка проводится через специальный информационный ресурс на сайте налоговой службы по ИНН клиента и БИК нового банка, — рассказывает зампред Промсвязьбанка Татьяна Кузьмина. По ее словам, она включена в процедуру при открытии счета и проходит в автоматическом режиме.
Какой-то отдельной процедуры для тех, чьи счета были заморожены в банках, лишенных лицензий, не предусмотрено, отмечает зампред правления Ланта-Банка Дмитрий Шевченко. «Мы регулярно привлекаем на обслуживание клиентов банков, лишенных лицензий, но, если видим, что их счета были заморожены и приостановление расходных операций по ним не снято, отказываем в обслуживании, — отметил Шевченко. По его словам, нарушение этого требования грозит банку штрафом вплоть до размера недоимки по налогам.
В случае если поправки будут внесены, это решит проблему, считают банкиры. «Претензии налоговиков необязательно свидетельствуют об отрицательной деловой репутации клиента, — отмечает глава юридического управления СДМ-Банка Александр Голубев. Он отметил, что доначисление налогов может произойти и по ошибке со стороны самих налоговиков. Кроме того, счет могут заблокировать и из-за несдачи налоговой декларации, что вообще не связано с неуплатой налогов, а, например, с техническим сбоем, добавляет он.