Минэкономразвития России считает, что необходимо менять действующее законодательство о банкротстве в пользу расширения возможностей по восстановлению платежеспособности должника. Об этом рассказал заместитель директора департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития России Михаил Бештоев на конференции «Институт банкротства в России. Практика и технологии проведения банкротств», организованной газетой «Ведомости» 15 сентября. Сегодня существует серьезный «перекос» банкротства юридических лиц в сторону конкурсных процедур по сравнению с оздоровительными. По мнению ведомства, причиной этого является позднее инициирование банкротства в большинстве случаев – часто должник не заинтересован в том, чтобы подать заявление должника на той стадии, когда у компании еще имеются активы. Михаил Бештоев уверен, что для решения существующей проблемы необходимо упростить введение такой процедуры, как финансовое оздоровление.
Напомним, финансовое оздоровление применяется в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности (абз. 14 ст. 2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)«; далее – закон о банкротстве). При этом ходатайство о введении финансового оздоровления подается в ходе процедуры наблюдения (п. 1 ст. 76 закона о банкротстве). Если разрешить должникам и кредиторам подавать заявление о введении финансового оздоровления, минуя наблюдение, это позволит «упростить жизнь» предпринимателям за счет сокращения обязательных процедур. В министерстве убеждены, что эта мера позволит сохранить не один бизнес.
Минэкономразвития России полагает, что в существующем виде сама по себе процедура наблюдения неэффективна и требует упрощения. Согласно действующему закону, со дня вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения кредиторы могут предъявить к должнику требования по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей (п. 1 ст. 63 закона о банкротстве). Ведомство предлагает исключить данную норму, а срок наблюдения сократить до двух месяцев (сейчас он не может превышать срока рассмотрения дела о банкротстве – семи месяцев согласно ст. 51, п. 3 ст. 62 закона о банкротстве). При этом Михаил Бештоев предполагает, что в случае введения предложенных новелл наблюдение будет применяться только в исключительных случаях.
Кроме того, ведомство предлагает разрешить введение арбитражным судом финансового оздоровления против воли кредиторов. Напомним, в настоящее время финансовое оздоровление по общему правилу вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов (ч. 1 ст. 80 закона о банкротстве). Если поправки будут одобрены, то при обсуждении возможности введения данной процедуры должнику нужно будет доказать, что после ее введения кредиторы получат не меньше, чем он мог бы получить в результате конкурсного производства. «Не стоит этого бояться. Решение о введении финансового оздоровления без учета воли кредиторов не направлено против последних – оно будет преследовать цель преодоления нерациональной позиции. Ввести такую процедуру будет непросто, но сам факт наличия у должника возможности доказать суду, что он в состоянии восстановить свою платежеспособность, будет стимулировать кредиторов идти на некие уступки», – выразил свое мнение Михаил Бештоев.
Помимо этого, в России может появиться деление требований кредиторов на классы, которое присутствует во многих зарубежных правопорядках. Его цель – в зависимости от экономического содержания требований предоставить каждому классу кредиторов персональные условия. Например, одни кредиторы заинтересованы в сохранении бизнеса должника – ведь последний является для них надежным контрагентом, который оказался во временном затруднении. Иные, наоборот, желают должнику скорейшего наступления банкротства. Таким образом, разные группы кредиторов могут иметь разные ожидания от должника. Предполагается, что голосование за утверждение плана финансового оздоровления будет проводиться по классам. Если в каждом классе за утверждение плана проголосовало более 50% кредиторов, он может считаться одобренным. Минэкономразвития России уверено, что деление кредиторов на классы позволит обеспечить большую гибкость при проведении банкротства.
Источник: Бухвести.рф