Банк (цедент) переуступил ООО «Л» (правопредшественник ООО «С», цессионарий) права требования к ОАО «К» и к ООО «Т» (должникам), вытекающие из их договоров с банком.
Торги, в том числе повторные, по реализации имущества ООО «Т» и ОАО «К» (ставших банкротами), признаны несостоявшимися. ООО «С», являясь залогодержателем, получило это имущество в собственность в погашение требований конкурсного кредитора — залогодержателя. Стоимость имущества была оценена на 10% ниже начальной продажной цены (пункт 4 статьи 138 закона 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Компания выполнила требования пункта 2.1 статьи 138 закона 127-ФЗ и перечислила должникам на специальные банковские счета 20% от оцененной стоимости имущества. При этом в перечисленной сумме был выделен НДС.
Затем ООО «С» заявило налоговый вычет в декларации по НДС на основании счетов-фактур, выставленных ООО «Т» и ОАО «К».
По результатам камеральной проверки инспекция отказала в вычете, указав, что залогодержатель при обращении взыскания по имуществу, полученному от находящихся в процессе банкротства должников, неправомерно заявил вычеты по НДС.
Компания обратилась в суд (дело № А53-23032/2014), считая, что к рассматриваемым отношениям подлежат применению положения статьи 39 и подпункта 1 пункта 1 статьи 164 НК, поскольку передача права собственности на предмет залога в счет погашений требований кредитора является реализацией и подлежит обложению НДС. В связи с чем передающая сторона обязана исчислить НДС с реализации, а получающая — вправе принять налог к вычету при соблюдении условий, предусмотренных статьей 171 НК.
Суды трех инстанций признали решение инспекции законным, указав на отсутствие в статье 161 НК положений об обязанностях залогового кредитора как налогового агента перечислить НДС в бюджет при обращении взыскания на заложенное имущество (в отличие от реализации такого имущества на торгах).
В решении кассации (Ф08-5324/2015 от 02.09.2015) указано: «учитывая, что целью передачи соответствующих объектов недвижимости налогоплательщику … являлось погашение долговых обязательств последних по кредитным договорам, … рассматриваемые операции не образуют объекта обложения налогом на добавленную стоимость, соответственно, общество не вправе претендовать на спорные суммы налоговых вычетов».
Источник: Бухвести.рф