«Машин у них с избытком, они закупили лишние, когда был пик, на этом, собственно, и просчитались», – заявил премьер-министр
Премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что причиной проблем второй по величине авиакомпании России «Трансаэро» стала закупка избыточного количества самолетов. «Мы все меры приняли для того, чтобы поддержать (компанию), собственник меняется. Машин у них с избытком, они закупили лишние, когда был пик, на этом, собственно, и просчитались. Надо было поменьше (приобретать самолетов)», — сказал он в ходе осмотра аэропорта в Калуге в пятницу (его слова приводит «Интерфакс»).
Вечером 3 сентября совет директоров «Аэрофлота» одобрил участие группы в санации Трансаэро». В соответствии с директивой правительства принята к рассмотрению оферта акционеров «Трансаэро» на продажу не менее 75%+1 акция в течение 24 дней с даты оферты по цене не более 1 руб., говорилось в пресс-релизе «Аэрофлота». Сделка будет закрыта «Аэрофлотом» в течение сентября, а операционный контроль над «Трансаэро» перейдет к госкомпании уже к 7 сентября, сообщило также Минэкономразвития.
«Минэкономразвития России считает, что данная сделка приведет к сокращению избыточных провозных емкостей на рынке авиаперевозок и стабилизирует ситуацию в отрасли», – подчеркивалось в заявлении министерства.
При этом на «Аэрофлот» будут возложены обязательства «Трансаэро» по перевозке пассажиров, оплате услуг аэропортов и топливо-заправочных комплексов и выплате зарплаты персоналу. Обслуживание же кредитных обязательств «Трансаэро» будет осуществляться «Аэрофлотом» «после согласования с банками программы реструктуризации» долга. Вопросы реструктуризации парка воздушных судов будут отдельно обсуждаться с лизингодателями, отметило Минэкономразвития. Финансовым консультантом по проекту санации решено привлечь одного из кредиторов «Трансаэро» – Сбербанк.
В пятницу первый заместитель председателя правления ВТБ Юрий Соловьев в кулуарах Восточного экономического форума (ВЭФ) во Владивостоке заявил, что основной кредитор «Трансаэро» — Внешэкономбанк. «Мы не основной кредитор «Трансаэро». ВЭБ — основной. У нас доля (задолженности по сравнению с ВЭБом) меньше, но больше, чем у Сбербанка», — объяснил он (цитата по «Интерфаксу»).
Председатель ВЭБа Владимир Дмитриев со своей стороны уточнил, что реструктуризация долга «Трансаэро» перед банками и лизинговыми компаниями предполагает списание его части. ВЭБ выступает агентом правительства по госгарантии по кредиту ВТБ авиакомпании на 9 млрд руб. Госгарантия была предоставлена в декабре прошлого года. На конец прошлого года долги «Трансаэро» составляли 65 млрд руб. плюс 42 млрд руб.
«Речь идет о том, чтобы сформировать консолидированную позицию по задолженности «Трансаэро» перед кредиторами и лизинговыми компаниями в том числе. Под этим подразумевается не только реструктуризация, но и возможное списание части долга», — указал Дмитриев, констатировав, что списание части долга аэропорта перед лизинговыми компаниями представляет риск для долговых ковенант (его слова приводит ТАСС).
Предправления Сбербанка Герман Греф в кулуарах ВЭФа в свою очередь добавил, что общий долг «Трансаэро» перед кредиторами на 1 июня составлял 250 млрд руб. «250 млрд руб. — общий долг «Трансаэро», который мы видим по состоянию на 1 июня. Примерно 150 млрд руб. — лизинг, и еще более 100 млрд финансовых и прочих долгов», — сказал он, отметив, что в последние месяцы объем задолженности компании мог вырасти (его цитирует «Интерфакс»).
Тем временем в пятницу также стало известно, что Росавиации поручено выдать предписание «Трансаэро» о приостановке с 1 декабря продажи билетов на рейсы. Об этом говорится в протоколе совещания (копия есть у «Ведомостей») от 2 сентября у замминистра экономического развития Евгения Елина. Летом авиакомпания снизила цены на свои билеты и увеличила глубину продаж с 6 до 11 месяцев. С учетом тяжелого финансового состояния перевозчика это создало риски для пассажиров, говорил «Ведомостям» чиновник правительства.
Вместе с тем профильный федеральный чиновник рассказал газете, что Росавиация никаких предписаний «Трансаэро» не выдавала и выдавать не будет. «Так как юридически «Трансаэро» не является банкротом, то обязать ее прекратить продажи Росавиация не может, ведомство может это только рекомендовать, – утверждает он. – Но это один из возможных вариантов развития событий, пока такой рекомендации не направлялось».
В настоящее время решено ограничить продажи билетов через Транспортно-клиринговую палату (ТКП) до тех пор, пока «Аэрофлот» не поменял менеджмент «Трансаэро» и политику продаж, знает еще один федеральный чиновник. После завершения сделки «Аэрофлот» может взять на себя продажи билетов «Трансаэро», как это сделано со всеми дочерними компаниями, указал в свою очередь представитель авиакомпании. Но пока это теоретические рассуждения, добавил он.