У транспортной прокуратуры появились претензии к ликвидируемой авиакомпании «Татарстан»: ее подозревают в нарушении процедуры банкротства, а именно выплатах «золотых парашютов» менеджменту авиаперевозчика.
По словам собеседника в правоохранительных органах Казани, Татарская транспортная прокуратура усмотрела в процессе ликвидации «Татарстана» признаки ст. 195 УК РФ («Неправомерные действия при банкротстве»). О возбуждении уголовного или административного дела говорить рано: пока в отношении компании идет проверка линейного управления на транспорте, говорит собеседник.
Что за неправомерные действия вменяют компании, он не уточнил. Однако по информации KazanFirst, речь идет о выплатах денежных компенсаций топ-менеджменту авиакомпании. Двое ее руководителей получили по факту увольнения по 3 млн рублей при том, что долги перед кредиторами погашены не были.
Имена топ-менеджеров, получивших компенсации, не раскрываются.
С декабря 2013 года исполняющим обязанности генерального директора «Татарстана» стал Руслан Шакиров. Это назначение произошло в самый драматичный момент, спустя несколько дней после авиакатастрофы в аэропорту Казани. Затем его сменил Заур Хуснутдинов. Связаться с ними не удалось.
Назначение каких-либо компенсаций руководству юрлица при непогашенном долге неправомерно, говорит руководитель юрслужбы федеральной компании «Инфинити» Валерий Ларягин.
При процедуре банкротства есть очередность удовлетворения требований. В данном случае задолженность по зарплате — первоочередная, и должна выплачиваться пропорционально между всеми работниками, а не только топ-менеджменту, объясняет Ларягин.
Компания задолжала кредиторам в общей сложности 2,5 млрд рублей. Из них сумма требований кредиторов первой очереди на момент введения процедуры наблюдения составляла 2,3 млрд, кредиторы второй очереди рассчитывают на 35,5 млн рублей. По словам старшего бортинженера Альтура Бульхина, порядка 4,5 млн рублей компания должна летчикам, задолженность на каждого из которых составляет в среднем по 200 000 рублей.
Плюс 1,2 млн рублей — долг по профсоюзным взносам и по компенсациям за задержки зарплаты, говорит председатель профкома инженерно-авиационных служб «Татарстана» Антон Бортяков.
70% лётного состава до сих пор безработные — это около 150 человек. Все они в основном из нашей республики, поясняет Бульхин. Задолженность планировали погасить за счёт продажи авиатранспорта. Но после реализации «Ту-154» денег отдали только часть, рассказывает он.
Банкротство национального перевозчика
Авиакомпания 1 января 2014 года лишилась сертификата эксплуатанта после проверок Росавиации, расследовавшей причины крушения «Боинга» в казанском аэропорту. О признании себя банкротом «Татарстан» ходатайствовал в Арбитражный суд РТ в апреле 2014 года, и через два месяца в компании было введено наблюдение. На первом собрании кредиторы решили ходатайствовать о конкурсном производстве, писали «Ведомости». В октябре прошлого года арбитраж удовлетворил их пожелание, назначив конкурсным управляющим члена нижегородского НП «Альянс» Евгения Грабалина |
Авиакомпания вступила в завершающую стадию банкротства ещё 29 мая этого года, когда начались торги по реализации ее имущества. С первых торгов удалось выручить только 2 млн рублей, чего для погашения миллиардного долга было, разумеется, недостаточно.
Вырученная сумма пошла в основном на погашение задолженности по зарплате сотрудникам. На торгах были реализованы двигатели и различные запчасти для самолётов.
В 2012 году в законодательстве о банкротстве появился специальный пункт об удовлетворении требований второй очереди, он включает долги по зарплате, говорит Ларягин. Поправка делает исключение для руководителей, позволяя выплачивать им выходные пособия, превышающие три оклада, после удовлетворения требований кредиторов. Однако если руководство получило компенсацию прежде кредиторов, возбуждение уголовного дела, скорее всего, «будет перспективным», полагает юрист.