Украина надеется добиться от России реструктуризации своего долга Арина Раксина
Россия должна принять предложенные Украиной условия реструктуризации украинского долга или требовать его возвращения у тех, кто его брал. С таким заявлением выступили премьер-министр Украины Арсений Яценюк и министр финансов Наталия Яресько. Российские власти с таким ультиматумом не согласны и настаивают на возвращении полной суммы долга. Сложившая ситуация подливает еще больше масла в огонь и без того проблемных российско-украинских отношений.
Премьер Арсений Яценюк и министр финансов Наталия Яресько во время визита в США уговорили кредиторов согласиться на реструктуризацию украинского долга.
Напомним, что в конце минувшей недели министр финансов Украины Наталия Яресько заявила, что страна договорилась с международными кредиторами, с которыми вела переговоры с марта текущего долга, и правительство утвердило предварительные условия реструктуризации госдолга. В соответствии с ними списывается 20% номинальной стоимости долга, то есть порядка 3,8 млрд. долларов из 19,3 млрд. долларов долговых облигаций, и дается отсрочка выплат до 2019 года.
Но в этот подлежащий реструктуризации объем были включены и 3 млрд. долларов, на которые Россия выкупила украинские евробонды в 2013 году. Москва отреагировала на это немедленно: министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев подтвердил уже неоднократно озвученную ранее позицию: Россия не намерена участвовать в реструктуризации украинского долга и ждет возвращения своих денежных средств в полном объеме. А замминистра финансов Сергей Сторчак добавил, что Минфин вообще «не получал официального предложения Украины о реструктуризации долга».
Кстати, еще в июле президент РФ Владимир Путин заявлял, что из тех 5 млрд. долларов, которые Международный валютный фонд (МВФ) планирует предоставить Украине, 3 млрд. причитаются России. Срок выплаты по российскому долгу наступает в декабре этого года.
В соответствии со своей принципиальной позицией Россия не входила в комитет кредиторов, ведших переговоры о реструктуризации долга. Тем не менее украинский премьер-министр Арсений Яценюк уже заявил: «Могу им (российским властям. – «НИ») передать публичный совет: те, кто брали деньги, получили политическое убежище в РФ. Пусть у них и требуют деньги либо пускай вернут их сюда, и мы с большим удовольствием проведем процессуальные действия по каждому из тех, кто получал и разворовывал средства украинского государства». Он призвал Москву либо принять украинское предложение о реструктуризации, либо «лучших предложений для России не будет». А Наталия Яресько подчеркнула, что «лучше всего для них (для РФ. – «НИ») принять участие в переговорах о реструктуризации долга, поскольку ничего другого мы не сможем предложить ни юридически, ни практически».
Таким образом, стороны в очередной раз заняли непримиримую позицию по отношению друг к другу. В связи с этим заведующий кафедрой мировой экономики НИУ ВШЭ Леонид Григорьев в беседе с «НИ» высказал мнение, что нужно различать чисто политические заявления и реальные экономико-правовые обязательства. Россия не входила в комитет кредиторов, о достижении договоренностей с которыми было объявлено, а значит, никаких юридических оснований у российской стороны соглашаться на выдвинутые условия нет, считает эксперт.
Впрочем, некоторые собеседники «НИ» считают, что, возможно, России стоило бы согласиться на получение 2,4 млрд. долларов (за вычетом списанных 20%). Потому что их выплата сразу бы отмела все претензии украинской стороны по поводу того, что российский кредит – это взятка, полученная Виктором Януковичем за отказ от подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом в 2013 году. По этой же причине, кстати, выплата долга может стать неприемлемым политическим шагом для нынешних украинских властей.
Еще одним вероятным исходом спора двух государств может стать официальный отказ Киева от долговых выплат Москве – что равносильно объявлению дефолта. Но на это украинские власти могут пойти только в случае уверенности страны в продолжении помощи со стороны МВФ. Правда, в таком случае высока вероятность обращения России с исками в международные суды и последующих длительных юридических тяжб, что нисколько не поможет в деле улучшения российско-украинских отношений.