Водка в помощь: как Рустам Тарико спасает банк «Русский стандарт»

Владелец «Русского стандарта» Рустам Тарико во второй раз за год докапитализирует банк акциями своей водочной компании. РБК разбирался, поможет ли эта операция банку

Владелец «Русского стандарта» Рустам Тарико

Владелец «Русского стандарта» Рустам Тарико

 

«Вливание» в капитал

В понедельник, 3 августа, банк «Русский стандарт» в раскрытии информации сообщил, что его материнская компания ЗАО «Русский стандарт» предоставит банку «безвозмездную финансовую помощь» в размере 9,35 млрд руб. Одновременно банк сообщил о планируемой покупке у Roust Trading Ltd (объединяет алкогольные активы Тарико) 23% уставного капитала компании «Русский стандарт водка» (производитель водки «Русский стандарт» и владелец одноименного бренда). Совет директоров может одобрить эти сделки уже в сентябре.

Официальный представитель банка «Русский стандарт» комментарий по готовящимся сделкам не предоставил. Источник РБК, близкий к банку, пояснил, что докапитализация будет проведена по той же схеме, что и в мае—июне этого года, когда банк купил акции водочной компании за счет собственных средств, а акционер компании внес полученные деньги в качестве взноса в уставный капитал.

В июне Тарико таким образом докапитализировал банк на 3,8 млрд руб. В мае «Русский стандарт» за счет собственных средств купил акции алкогольной компании, а вырученные от продажи акций деньги акционер внес в банк в качестве безвозмездной помощи, таким образом увеличив базовый капитал, говорит аналитик S&P Сергей Вороненко. Источник, знакомый с ходом докапитализации, рассказывал РБК, что речь шла об акциях компании Roust Corporation. «В результате в пассивах банка появились денежные средства, которые могут быть использованы на покрытие убытков, а в активах — акции алкогольного холдинга Тарико», — объясняет эксперт.

«У банка есть определенная подушка ликвидности как минимум в виде вложений в другие ценные бумаги, которые он мог бы высвободить», — отмечает Вороненко. Тем не менее он думает, что новая сделка не предусматривает реальных денежных расчетов и будет представлять из себя исключительно бухгалтерскую операцию.

У S&P есть вопросы к такой форме докапитализации банка, говорит Вороненко. Первый касается оценки доли в «Русском стандарте водка»: пока непонятно, оценили ли 23% компании в 9,35 млрд руб. или акции стоят меньше, а оставшиеся средства пойдут в капитал в денежной форме. Во-вторых, влияние на норматив на связанных заемщиков, который может оказаться под сильным давлением (рискует быть нарушен) после приобретения акций на 9,35 млрд руб. «Качество такого капитала будет довольно слабым», — заключает эксперт.

 

Убытки давят

«Русскому стандарту» остро нужен базовый капитал, хотя пока все показатели в норме. В 2014 году банк получил рекордный убыток в 15,9 млрд руб., говорится в его отчетности по МСФО. В результате капитал «Русского стандарта» сократился в два раза — с 33 млрд до 16 млрд руб. Убытки ударили по достаточности базового капитала: на начало года она составила 6,4%, а к 1 июня, несмотря на майскую докапитализацию, этот показатель уменьшился до 6,17% (при минимуме, установленном ЦБ на уровне 5%).

Увеличить капитал за счет прибыли банк не способен — в этом году он продолжает приносить убытки (5,6 млрд руб. за шесть месяцев 2015 года). «По оценкам S&P, убытки банка по МСФО за этот год могут составить около 15 млрд руб., и ему остро нужна будет докапитализация приблизительно на такую сумму», — говорит Вороненко. Такого же мнения придерживается аналитик UBS Ксения Мишалкина.

Аналитик Moody’s Александр Проклов отмечает, что докапитализация на 9,35 млрд руб. может заметно снизить давление на капитал, компенсировав убытки от операционной деятельности банка, создания резервов и т.д. Докапитализиация увеличит достаточность базового капитала до 7–8%, подсчитал аналитик Sberbank CIB Дмитрий Поляков. По его мнению, это вливание позволит покрыть убытки банка (по российским стандартам отчетности) на следующие несколько кварталов.

Просрочка растет

Как и у других банков, специализирующихся на розничном кредитовании, портфель «Русского стандарта» сокращается, а его качество ухудшается. Доля просроченной задолженности в розничном портфеле «Русского стандарта» на 1 июля 2015 года составила 27,7%, за месяц она снизилась на 3,5 п.п. за счет продажи плохих долгов более чем на 14 млрд руб. По оценкам «Атона», без учета продажи доля просрочки составила бы 34,5%.

При этом покрытие просроченной задолженности резервами снизилось до 79% — это гораздо меньше, чем у других розничных банков (средний коэффициент покрытия в 2014 году составлял 106%),  и исторических значений самого «Русского стандарта». Аналитик «Атона» Иван Качковский подсчитал, что для 100-процентного покрытия просроченной задолженности резервами на 1 июля «Русскому стандарту» пришлось бы досоздать резервы на 10,9 млрд руб., при этом коэффициенты достаточности базового и основного капитала банка снизились бы до 3,3–3,6%.

Помимо ухудшающегося портфеля давление на капитал банка Тарико оказывают непрофильные активы. «Мы считаем, что у банка, по сути, нет базового капитала — из-за прогнозируемых нами дальнейших убытков и значительного объема сомнительных активов на балансе, которые равны собственным средствам», — пишет в записке клиентам аналитик одной из инвесткомпаний, попросивший об анонимности. Среди активов, оказывающих давление на капитал, рейтинговое агентство Fitch в пресс-релизе от 17 июля называло непрофильные корпоративные кредиты на 10 млрд руб., из которых 3,6 млрд руб. выдано связанным сторонам, а также инвестиции в связанную алкогольную компанию в размере 3,8 млрд руб. По данным МСФО Roust за первый квартал 2015 года, алкогольный холдинг Тарико должен «Русскому стандарту» $52,2 млн — на кредиты связанным сторонам приходится почти треть обязательств холдинга.

Русский стандартФото: PhotoXPress

Где взять капитал

Аналитики указывали на несколько источников базового капитала для «Русского стандарта»​. Если банк приблизится к «точке несостоятельности», то есть норматив базового капитала опустится до 2%, для восстановления кредитоспособности полностью или частично будут списаны субординированные евробонды банка на $550 млн. «Русскому стандарту» для реализации такого сценария пришлось бы понести убыток в размере около 15,5 млрд руб. c 1 апреля, подсчитал Качковский. «В отсутствие внешних вливаний восстановление капитальной позиции за счет списания нового субординированного долга мы считаем очень вероятным», — говорится в записке аналитика, попросившего об анонимности. — Такой сценарий, на наш взгляд, также устраивает регулятора, так не затрагиваются интересы вкладчиков и сокращается объем требуемой докапитализации».

«Капитализация «в натуральной форме» [за счет покупки акций водочной компании] не лучший вариант с точки зрения держателей бондов банка, — пишет Поляков из Sberbank CIB. — В идеале они хотели бы видеть вливание капитала без покупки неликвидных акций бизнес-актива без четкой стоимости». Тем не менее эта рекапитализация все же повысит базовый капитал и позволит банку соответствовать требованиям регулятора, что снизит вероятность снижения норматива базового капитала до 2% и следующего за этим списания субординированных еврооблигаций, отмечает аналитик.

Помочь с докапитализацией банку может правительство. «Русский стандарт» может быть докапитализирован через ОФЗ на 5 млрд руб., писал ранее РБК. В отчетности банка по РСБУ за первый квартал 2015 года «докапитализация российских банков правительством через АСВ» называется одним из основных «позитивных факторов, обеспечивающих возможность улучшить деятельность эмитента». Замминистра финансов Алексей Моисеев утверждает, что «Русскому стандарту» предложение пока сделано не было. По словам источника РБК в правительстве, вопрос о том, сможет ли банк учесть полученные от государства деньги в капитале первого уровня, пока не решен.

Рост в убыток

Алкогольный бизнес Тарико за последние четыре года вырос более чем в десять раз. В декабре 2011 года владелец «Русского стандарта» купил за €100 млн 70% итальянского винного дома ​Gancia, который к моменту покупки показывал убытки и имел чистый долг в €45 млн. Еще $440 млн Тарико потратил на покупку находящегося на грани банкротства крупнейшего производителя спиртных напитков в Центральной и Восточной Европе Central European Distribution Corporation (CEDC), взяв на себя обязательства компании на $650 млн и получив для этого кредит в $100 млн от инвестиционного подразделения «Альфа-групп» А1.​​

На скупку алкогольных активов были потрачены дивиденды, полученные акционером от банка в 2011–2012 годах. «Русский стандарт» выплатил ему 4,9 млрд руб. Это стало еще одной из причин низкого уровня базового капитала банка, указывало в марте агентство Moody’s. Кроме того, банк по инициативе своего владельца скупал облигации CEDC, которые были реструктуризированы при продаже компании Тарико. Объем бумаг CEDC на балансе «Русского стандарта» достигал 5 млрд руб., и на протяжении 2012–2013 годов банк постепенно списывал потери по этим инструментам. Только в первом полугодии 2013 года объем списаний по этим бумагам составил 1,6 млрд руб., из-за чего банк получил убыток в отчетном периоде.

Холдинг Roust, в который Тарико объединил свой алкогольный бизнес, вышел в итоге на второе место в мире по объемам производства водки. Но компания приносит убытки.

Продажи Roust в первом квартале 2015 года упали на 38,4%, до $107,5 млн, говорится в отчетности Roust по МСФО. Чистые продажи в России (основной для компании рынок) за этот же период сократились почти вдвое — с $109,4 млн до $51,1 млн. Roust объясняет падение негативными рыночными трендами, падением международных продаж и негативным эффектом от ослабления рубля. Доля Roust на российском рынке сократилась на 2 п.п., до 10,9%, из-за «постоянных переговоров» с ключевыми клиентами (national key accounts) о повышении цен, предоставлении скидок по контрактам и снижении складских запасов дистрибьюторов, продолжавшимися в течение всего первого квартала».

Несмотря на падение продаж, благодаря почти двукратному сокращению операционных расходов компании удалось заработать в первом​ квартале операционную прибыль — $6,3 млн против $6,2 млн за аналогичный период прошлого года. Чистый убыток компании снизился до $37,5 млн против $48 млн за тот же период прошлого года. Но «живых» денег у алкогольной компании нет — за первый квартал этого года она показала отрицательный операционный денежный поток (минус $29,5 млн).

Источник: РБК

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика