Цель ЦБ — исключить миграцию недобросовестных банкиров на рынке
Банк России, не дожидаясь законодательных изменений, вводит пожизненный запрет на профессию для банкиров, которые повторно довели кредитную организацию до краха, пишут «Известия». Регулятор не будет согласовывать таких лиц на должности топ-менеджеров банков.
Также ревизоры ЦБ в ходе проверок будут проявлять повышенное внимание к банкам, которые принимают на работу «проштрафившихся» банкиров на должности, не требующие согласования с ЦБ (например, вице-президента), рассказал изданию источник, близкий к Банку России. «Для этого ЦБ обещает неукоснительно применять свои «черные списки» банкиров (до сих пор непубличны), а также свое мотивированное суждение при согласовании на банковские должности. Цель ЦБ — исключить миграцию недобросовестных банкиров на рынке», — отмечает газета.
По словам президента Ассоциации региональных банков России, председателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолия Аксакова, обсуждение этой проблемы включено в повестку встречи топ-менеджеров банков с руководством Центробанка в Сочи 2 сентября.
В Министерстве финансов концептуально поддерживают запрет на профессию. «Деловая репутация — вещь достаточно субъективная, определяется надзорным органом. В части банков, страховых компаний, НПФ и всего прочего это определяет Центральный банк как надзорное ведомство», — сказал замминистра финансов Алексей Моисеев. На его взгляд, «абсолютно справедливо, что ЦБ использует свои полномочия, вводя запрет на профессию, когда есть явный негативный опыт, причем запрет является, по всей вероятности, закономерным, если это происходит дважды подряд или просто дважды».
Российские банки по инструкции от ЦБ обязаны согласовывать с мегарегулятором своего руководителя, его заместителей и членов правления, главного бухгалтера и их замов. При согласовании на банковские должности ЦБ использует так называемые «черные списки», куда попадают топ-менеджеры, заподозренные в причастности к преднамеренному банкротству, выводу активов из банков, обналичиванию денежных средств, фальсификации отчетности и иным серьезным нарушениям в банковской сфере, отмечает газета. «По данным ЦБ, в апреле 2015 года в «черном списке» ЦБ было 3,4 тыс. человек, в 2014 году — 2828 человек, в 2013 году — 2745 человек», — напоминает издание. Оно также отмечает, что «по некоторым оценкам, доля криминальных банкротств в российской банковской системе может доходить до 80%».