В конце 2014 года перевозчик даже вынужден был просить у правительства госгарантии на кредит. Полученные 9 млрд рублей авиакомпания обещала потратить на выход из критической финансовой ситуации, но шаги, предпринятые руководителями «Трансаэро», чтобы избежать банкротства, кажутся экспертам весьма сомнительными, пишет «Независимая газета».
В качестве главной антикризисной бизнес-стратегии компания выбрала демпинг. На сайте «Трансаэро», например, можно купить билет, в стоимость которого не входят топливные сборы, составляющие около 30% от цены. Таким способом перевозчик рассчитывал значительно увеличить пассажиропоток, однако прирост числа пассажиров за первое полугодие 2015 года составил всего лишь 0,4%.
Столь низкие показатели вызывают удивление, тем более на фоне кризисной ситуации в стране, когда большинство пассажиров не против сэкономить, и уж тем более приобрести билет с 30% скидкой. Почему же авиакомпания, предлагая щедрые скидки, добилась лишь мизерного прироста пассажиров?
Объяснение этого феномена следует искать отнюдь не в финансовой сфере. Возможно, люди просто боятся летать авиакомпанией «Трансаэро». Причиной тому – многочисленные происшествия, из-за которых рейсы «Трансаэро» постоянно задерживаются и отменяются.
Только в этом году случилось два инцидента. Так, в конце мая этого года самолёт авиакомпании «Трансаэро» задержался на несколько часов перед рейсом Благовещенск – Москва по причине неисправности. Пассажирам пришлось покинуть самолет и ждать, пока специалисты исправят системы кондиционирования.
В апреле прямо на взлетной полосе в Тель-Авиве у воздушного судна «Трансаэро», летевшего в Москву, выявили неисправность работы предкрылков, которая могла бы привести к катастрофе, если бы самолет взлетел. Тогда перевозчик сам признал, что самолет был «в шаге от катастрофы».
Немало инцидентов произошло и в 2014 году. Сразу у двух самолетов «Трансаэро» отказали двигатели. Одному из них пришлось вернуться в аэропорт Барселоны, так и не долетев до Екатеринбурга, а вскоре рейс Рига-Москва был и вовсе отменен из-за взрыва двигателя.
Постоянные технические неполадки связаны, скорее всего, с состоянием и возрастом воздушных судов авиапарка «Трансаэро». Он в большинстве состоит из старых лайнеров — около четверти самолетов старше 20-ти лет.
Многочисленные инциденты с воздушными судами «Трансаэро» заставляют задуматься о лицемерной финансовой политике перевозчика. Вместо того, чтобы заботиться о сохранности воздушного парка, авиакомпания распродает билеты на рейсы, многие из которых, возможно, будет не в состоянии выполнить по чисто техническим причинам.
Что ждет перевозчика в будущем? Вероятно, уже через несколько месяцев «Трансаэро» будет не на что возить даже тех пассажиров, которые сегодня раскупают дешевые билеты. Груз этих проблем, по традиции владельцев перевозчика, супругов Плешаковых, будет переложен на плечи государства. Ранее «Трансаэро» уже обращалось к властям за помощью, и в прошлом году, например, получило госгарантии по кредитам на сумму в 9 млрд руб.
Называя вещи своими именами, то, что сейчас происходит, больше похоже не на стратегию, а на самый обыкновенный шантаж, констатируют журналисты «Независимой газеты». Но стоит ли в сегодняшнее непростое время за госсчет спасать пусть даже достаточно крупного перевозчика, склонного в своем бизнесе к подобным авантюрам?