Греческий парламент одобрил второй пакет согласованных с международными кредиторами реформ. Но для получения долгожданных €86 млрд Афинам, возможно, предстоит пойти еще на целый ряд «жертв» в экономике
В четверг, 23 июля, греческие депутаты одобрили второй пакет реформ, на котором настаивают международные кредиторы. Заседание парламента длилось с 8 вечера до рассвета. В итоге второй раунд законодательных мер поддержали 230 депутатов из 300. При этом 36 из 149 депутатов правящей партии СИРИЗА проголосовали против реформ либо воздержались.
Второй пакет мер пока не стал публичным. Известно лишь, что он предполагает принятие нового Гражданского процессуального кодекса для ускорения судебных процессов и снижения издержек, а также интеграцию в национальное законодательство директив ЕС о санации банков. Эти директивы предусматривают ограничение на использование средств налогоплательщиков при оздоровлении финансовых организаций, а также защиту вкладов менее €100 тысяч евро.
Одобрение закона является «решающим шагом» на пути к принятию меморандума, в котором будет прописан механизм выделения спасительной для страны третьей кредитной линии. Сам меморандум греческие власти должны успеть принять до середины августа, чтобы получить средства для очередного транша в адрес ЕЦБ объемом €3,2 млрд, выплата которого приходится на 20 августа.
Соглашение о выделении Греции третьего пакета финансовой помощи было достигнуто 12 июля по итогам Евросаммита. Его получение лидеры стран еврозоны увязали с программой реформ, которые республика пообещала провести через парламент. Провести эти договоренности через греческий парламент и придать им статус закона европейские чиновники решили для того, чтобы «восстановить доверие» в отношениях с Афинами.
В парламенте реформы разделили на два пакета. Первый из них был одобрен 15 июля. Он предусматривает: повышение налогов (НДС в отдельных отраслях увеличился с 13% до 23%, налог на прибыль организаций – с 26% до 28%), расширение налоговой базы, подготовку к пенсионной реформе, обеспечение полной юридической независимости статистической службы ELSTAT, полную реализацию мер бюджетной экономии, а также выполнение в полном объеме «Договора о стабильности, координации и управлении в экономическом и валютном союзе».
Подписав заявление Евросаммита, греки также обязались усилить свои предложения по реформам и представить кредиторам четкий график их реализации. Только после этого Афины и международные институты смогут заключить меморандум о взаимопонимании (MoU), который «разблокирует» предназначенные для страны €86 млрд. В меморандуме должен быть детально прописан график и объем передачи средств.
Программа-минимум
До подписания решающего меморандума Греции предстоит одобрить еще целый ряд экономических мер, на реализации которых настаивают кредиторы.
Речь идет о масштабной реформе пенсионной системы (предусматривает повышение пенсионного возраста с 65 до 67 лет к 2022 году), реформе товарного рынка, доработке предложений по энергетическим рынкам, приватизации энергосетей и улучшению рынка труда. Также греки должны представить предложения по укреплению финансового сектора, расширению программы приватизации, совершенствованию греческого управления и методов работы с международными кредитными институтами.
Все это – лишь минимальные требования для начала переговоров с властями Греции о выделении республике новой финансовой помощи, говорится в заявлении Евросаммита от 12 июля.
Кризис в Греции, как и любое экономическое потрясение, дает возможность заработать. РБК спросил у экспертов, как и во что вложить деньги.
Возникший в Греции финансовый коллапс привел в движение многие рынки. Пока мир ждет, выйдет ли страна из еврозоны или останется, финансисты стараются извлечь из этого выгоду. Может ли частный инвестор так же заработать на греческом кризисе? Гипотетически да.
«Человек без опыта в инвестициях заработать, конечно, может, но гарантии, что он угадает направление движения, нет», — говорит совладелец компании «Личный капитал» Борис Кожуховский. Для гарантированного дохода важно иметь представление о динамике конкретного узкого сектора. «Например, если речь идет о недвижимости, нужно понимать, что динамика цен на элитное жилье, квартиры экономкласса и коммерческие помещения разная. Так, во время кризиса в Великобритании элитное жилье не теряло в цене, тогда как коммерческое дешевело из-за спада производства», — рассказывает директор группы по управлению персоналом и налогообложению физических лиц в России и СНГ КПМГ Донат Подниек.
Если специальных знаний нет, вложение в рисковые активы в какой-то мере становится сродни походу в казино. Поэтому можно вкладывать только ту сумму денег, с которой не жалко расстаться, предупреждает Кожуховский.
Борьба с льготами
Из пакета первоочередных мер, которые уже одобрил греческий парламент, было исключено предложенное кредиторами повышение налога на доходы сельхозпроизводителей – с 13% до 25–33%. Эту инициативу заблокировала правящая СИРИЗА. Но греческому правительству предстоит вернуться к обсуждению этого вопроса в ближайшие месяцы.
Льготный режим для аграриев действует в Греции уже несколько десятилетий, и им пользуются не только жители сельской местности, но и те, кто не занят в агросекторе, но регистрируется в качестве фермеров. Речь о десятках тысяч предпринимателей, поделился с FT один из бывших высокопоставленных чиновников минсельхоза страны. Эти бизнесмены, как правило, сдают свою землю настоящим аграриям или зимой выращивают оливки, а летом – сдают жилье туристам.
До 2009 года фермеры не должны были подавать налоговые декларации или вести бухучет, поскольку считалось, что они занимаются личным подсобным хозяйством, хотя и получают от ЕС тысячи евро субсидий за поставки продовольствия на рынок.
Проект реформы предполагает введение 25%-ой налоговой ставки на доходы аграриев в 2014 году, авансовых налоговых платежей в этом году, а также налога на доходы с выделяемых Евросоюзом субсидий. Увеличение налогов в отношении этой категории предпринимателей, по оценкам греческих властей, может принести бюджету минимум €200 млн ежегодно.
Как и в случае с «программой-минимум», эти меры предстоит согласовать с кредиторами. По словам заместителя главы греческого минсельхоза Вангелиса Апостолу, аграрный пакет парламент может принять в августе-сентябре.
Каких еще реформ могут потребовать от Греции кредиторы:
В июльском соглашении Еврогруппы об условиях выделения Греции третьего транша помощи говорилось, что от греческого правительства также потребуется одобрение пакета «еще более глубоких реформ рынка продовольствия с четким графиком их реализации». Здесь речь идет о ранее выданных Греции рекомендациях Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Сами рекомендации были опубликованы еще в марте 2014 года и основывались на исследовании, в ходе которого эксперты организации проанализировали работу греческой сферы услуг. Изучению подверглись четыре сектора экономики: пищевая промышленность, торговля, строительство и туризм. По итогам исследования ОЭСР выделила 555 греческих законов, спорных с точки зрения развития конкуренции и рыночной экономики. В 329 случаях исследователи предложили отменить или скорректировать законодательство.
До начала переговоров по финальному меморандуму, сказать наверняка, какие еще реформы Греция должна будет провести, нельзя. Но если кредиторы настоят на претворении в жизнь всех ранее выданных рекомендаций, это может кардинально изменить повседневную жизнь греков. Из всех 329 предложений с наибольшей вероятностью будут обсуждаться те, которые были прямо указаны в июльском соглашении Еврогруппы:
– воскресная торговля
По греческим законам, в воскресенье работать могут только кафе и рестораны, киоски, цветочные и кондитерские магазины, а также заведения для туристов. Эксперты ОЭСР предложили два пути: провести дерегуляцию воскресной торговли в туристических городах, либо частичную дерегуляцию (разрешение на торговлю в любое время между 11:00 и 20:00), но по всей стране. Предыдущая попытка либерализации воскресной торговли в 2013 году привела к маршам протеста и забастовкам владельцев небольших лавок.
– сезонные скидки
Греческие законы устанавливают четыре периода в год, когда ретейлеры (кроме автосалонов) имеют право проводить скидочные акции. К примеру, зимняя акция может проходить только со второго понедельника января по конец февраля. Летние скидки — со второго понедельника июля до конца августа. В течение последнего месяца перед началом акции реклама скидок запрещена. По мнению ОЭСР, излишняя зарегулированность этой сферы серьезно вредит конкуренции: ретейлеры не могут объявить о скидках, чтобы распродать складские запасы (то есть, исходя из рыночных соображений).
– аптеки
Из пяти проблем фармацевтической отрасли, описанных ОЭСР, Еврогруппа предлагает сосредоточиться на вопросе владения аптеками. Из всех стран ЕС Греция имеет наиболее плотную сеть аптек — по одной на 1 тыс. жителей (для сравнения, во Франции на аптеку приходится 3 тыс. жителей, а в Швеции — 8,5 тыс. человек). Чтобы как-то ограничить число аптек, греческое правительство постановило, что владеть аптечными пунктами может только профессиональный фармацевт, причем на каждого специалиста может приходиться лишь одна аптека. Эксперты ОЭСР считают, что это замыкает отрасль на себе и мешает конкуренции, поэтому это правило следует отменить.
– продажи молока
Барьеры ОЭСР обнаружила и в сфере продаж продуктов питания. Например, по закону 1999 года срок хранения свежего молока в Греции не должен превышать пяти дней. ОЭСР усмотрела в этом скрытый протекционизм, поскольку импортеры не смогут за пять дней оформить, распределить и сбыть товар. Снятие временного порога позволит насытить греческий рынок молоком, также оказав давление на цены, считают эксперты организации.
– пекарни
Наконец, ОЭСР пошла в наступление на традиционные греческие пекарни. Эксперты исследовали закон 2007 года, по которому «пекарней» может называться лишь предприятие полного цикла выпечки, остальные же заведения должны именоваться «пунктами продажи хлеба». По мнению ОЭСР, это играет на руку традиционным пекарням, лишая их конкурентов права называться пекарями, хотя процесс выпечки хлеба везде одинаков. Аналитики предложили отменить этот закон, заменив его маркетинговыми ходами, например, использованием вывесок «свежий хлеб» или «сделано при вас». Кроме того, ОЭСР отмечает, что этот же закон четко регламентирует вес в граммах для каждого хлебобулочного изделия, что также подрывает конкуренцию.
Вдогонку к этим рекомендациям, ОЭСР отправила грекам еще одну порцию: по данным местных СМИ, в середине июля новый документ поступил в Минфин Греции. Из уже известных предложений наибольшее возмущение греков вызвало предложение экспертов по рынку ципуро — алкогольного напитка из виноградных отжимок (местный аналог граппы и ракии). Многие греческие семьи наладили производство ципуро и его продажу с рук. По оценке ОЭСР, объем таких продаж составляет 17-19 млн литров ежегодно. Это означает, что Афины недополучают свыше €97 млн налогов. Эксперты предлагают либо легализовать продажу ципуро, обложив продавцов налогом, либо запретить производство и распространение напитка.
Источник: РБК