Фонд страхования вкладов не опустеет, заявил в интервью «Ведомостям» гендиректор Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Юрий Исаев. По его словам, поможет ЦБ, кроме того, самые рисковые банки будут платить повышенные взносы, чтобы наполнить фонд. А еще АСВ рассчитывает на новый источник доходов — возврат имущества, выведенного из рухнувших банков беглыми банкирами.
Комментируя разгар нового скандала вокруг суда АСВ с бывшим владельцем Межпромбанка Сергеем Пугачевым, Исаев рассказал, что деньги на юридические процедуры в Лондоне выделяются из конкурсной массы Межпромбанка, у которого есть крупные кредиторы помимо ЦБ. Напомним, АСВ пытается в английском суде взыскать с Пугачева денежные средства, которые, как считает истец, были незаконно выведены экс-сенатором от Тувы из подконтрольного банка. Высокий суд Лондона в июле 2014 года по ходатайству АСВ заморозил принадлежащие Пугачеву активы по всему миру на сумму 2 млрд долларов. Пугачев обжаловал это решение, однако лондонский суд в декабре отказал экс-сенатору в снятии ареста с активов. В этом деле АСВ впервые добилось в другой юрисдикции ареста активов бенефициара обанкротившегося российского банка.
«История возврата активов Межпромбанка — это первая такая история в практике АСВ — показывает, что из-за того, что у бенефициаров банков-банкротов зачастую отсутствует значимое имущество в России, а если оно есть, добиться его ареста в российском суде крайне сложно, результативнее вести судебные разбирательства в других юрисдикциях. Поэтому мы спросили, как совет директоров отнесется к тому, что мы постараемся добиться привлечения к ответственности беглых бенефициаров банков в других юрисдикциях», — рассказал Исаев. Он отметил, что случай с судом с Пугачевым рассматривался как пример. «А у нас таких беглецов достаточно», — добавил глава АСВ.
В качестве примеров крупных случаев бегства совладельцев собеседник издания назвал Банк Москвы, Мастер-Банк, «Траст» и «Пушкино».
Исаев сказал, что совету директоров сообщили: в случае с Межпромбанком у АСВ есть возможность судиться, так как кредиторы готовы выделять на это деньги из конкурсной массы. «Но по ряду других банков-банкротов сразу получить такое решение комитета кредиторов будет сложно. В Межпромбанке кредиторы смогли договориться, потому что среди них нет физических лиц, там кредиторы — юрлица, они готовы нести определенные расходы», — пояснил глава АСВ.
В то же время, уточнил Исаев, для кредиторов Мастер-Банка или «Пушкино» эффективность выделения средств на услуги английских юристов будет не столь очевидна. «Поэтому мы предложили совету директоров по таким случаям на начальном этапе авансировать услуги юристов за счет бюджета АСВ. И потом приходить в комитет кредиторов не с абстрактной идеей поиска каких-то активов, а уже с пониманием, что бывший бенефициар банка находится в такой-то юрисдикции, у него найдены такие-то активы и если мы добьемся их ареста и взыскания, то возврат в конкурсную массу составит такую-то сумму», — отметил глава АСВ. Он добавил, что совет директоров поддержал это предложение, и сейчас АСВ работает с адвокатами и детективами по ряду банков.
«Это серьезная и кропотливая работа. Первое, что мы пытаемся понять и выяснить, — где и у кого находятся активы. Просто так потратить деньги на юристов, а потом обнаружить, что никаких активов де-юре не существует, — это несерьезно. Мы не ставим перед собою цель отправить кого-то в тюрьму. У нас нет личной неприязни к бывшим собственникам банков. У нас задача — вернуть деньги в конкурсную массу», — отметил глава АСВ, добавив, что, как и в случае с Пугачевым, «совершенно неинтересно, в какой стране он находится и чем занимается».
Отвечая на вопрос, о каких расходах речь идет, Исаев сказал, что это «десятки тысяч долларов и евро, которые нужно потратить, чтобы собрать первоначальный файл по каждому делу». По словам главы АСВ, есть другая схема, по которой агентство еще не работает, но рассматривает. «Существуют структуры — в Англии, Швейцарии, США, — которые берутся за свой счет подобные дела расследовать, искать активы, взыскивать их. В случае успеха они берут 30—40% от возврата. Мы вообще не потратим ни копейки, но, наняв таких юристов, можем добиться определенных результатов», — рассказал Исаев. Этот вариант сейчас изучается, говорит он, и «если есть шанс вернуть деньги в конкурсную массу, то нужно его использовать в полной мере».