Центробанк России заявил об отсутствии со стороны Греции значимых рисков финансовой стабильности для российского банковского сектора. Аналитики отмечают, что панические настроения среди инвесторов усилят давление на рубль и могут незначительно ускорить отток капитала.
Долговой кризис Греции глобально не угрожает экономике России, считают представители властей РФ и аналитики: взаимные инвестиции двух стран невелики, доля греческого ВВП в Евросоюзе, основном торговом партнере РФ, недалека от статистической погрешности, а курс рубля больше зависит от цен на нефть и настроений инвесторов, чем от проблем отдельно взятого небольшого государства.
Греция оказалась на пороге финансовой пропасти и пытается урегулировать с ЕС и МВФ долг, который превышает 240 миллиардов евро. Афинам не хватает средств на финансирование внешних и внутренних обязательств, а партнеры по ЕС требуют новых жестких реформ в обмен на кредиты. На воскресном референдуме в Греции более 61% проголосовавших жителей страны сказали «нет» требованиям европейских кредиторов.
«Долговые проблемы Греции не создают угрозы для российского банковского сектора ввиду незначительного объема требований к резидентам этой страны. Величина прямых инвестиций нефинансового сектора РФ в греческую экономику также является небольшой. Таким образом, значимых рисков финансовой стабильности на настоящий момент нет», — прокомментировали ситуацию в пресс-службе Банка России.
При этом эксперты обсуждают различные, порой экзотические способы, которыми Россия может помочь Греции выбраться из долговой ямы — от помощи в напечатании драхмы, если страна выйдет из зоны евро, до снятия с Афин продовольственного эмбарго.
Греция — еще не весь мир
Неплатежеспособность Греции, безусловно, станет проверкой на прочность европейской финансовой архитектуры, однако эта «болезнь» вряд ли перерастет в пандемию, уверены экономисты.
«Греческие проблемы — это, прежде всего, греческие проблемы, а не проблемы Европы и тем более мира», — говорит, в частности, Алексей Девятов из «Уралсиб Кэпитал».
«Относительно изменения курсов валют — возможно, на эмоциональном фоне первоначально евро упадет к доллару, но не катастрофически. В среднесрочной перспективе, если Евросоюз сделает правильные выводы, произойдет некое оздоровление еврозоны, и курс евро стабилизируется. С учетом невысокой доли Греции в ВВП Евросоюза колебания евро к доллару будут незначительными», — прогнозируют в Минэкономразвития России.
Нынешние опасения связаны с тем, что банкротство греческих банков и возможный дефолт страны, по мнению инвесторов, могут серьезно ударить по европейской банковской системе, запустив новый большой кризис, поясняет Девятов.
«Я думаю, что этого не произойдет, — отчасти потому, что греческий долг теперь во многом уже не находится в частных руках. Кроме того… ЕЦБ приложит максимум усилий, чтобы не допустить развития кризиса в других странах еврозоны. Я думаю, что Европа выстоит», — оптимистичен он.
В свою очередь, главный аналитик Нордеа-банка Дмитрий Савченко отметил, что проблемы Греции сами по себе не могут и глобально развернуть тренд мировых цен на нефть: на них влияет множество факторов.
«Если, например, с Ирана снимут санкции, это также может привести к падению цен на нефть сорта Brent порядка 10 долларов за баррель. Но если одномоментно рассматривать кризис в Греции, то рост доллара вполне может продолжиться, и наверное, нефть в ближайшее время может закрепиться на уровне ниже 60 долларов за баррель», — говорит он.
Греческий отток
Вместе с тем аналитики отмечают, что греческий фактор может спровоцировать отток инвестиций с развивающихся рынков, в том числе из России. Панические настроения среди инвесторов усилят давление на рубль и незначительно ускорят отток капитала.
«Это типичная реакция. Я думаю, что в определенной степени это будет фактором давления на рубль, но это давление будет умеренным, и если ускорит отток капитала, то не кардинально, не критично», — уверен Девятов.
«Если усугубится кризис в Греции, и страна будет выходить из еврозоны, то отток капитала из России может превысить и 100 миллиардов долларов. Это достаточно привычный уровень оттока капитала для РФ», — не исключает, в свою очередь, главный аналитик Альфа-банка Наталия Орлова.
По ее мнению, инвесторы, которые хотели увести капитал из России, уже сделали это в прошлом году, а оставшиеся не испугаются и усугубления кризиса в Греции. «Не думаю, что непосредственно отток капитала сильно увеличится на фоне греческой истории. Скорее будет давление со стороны цен на нефть, чем со стороны оттока капитала», — сказала Орлова.
Глава Минфина РФ Антон Силуанов также уверен, что греческий кризис может повлиять на российский финансовый рынок лишь косвенно, т.к. Россия сейчас не заимствует на внешнем рынке.
Греция vs рубль
На курс рубля ситуация в Греции непосредственно повлиять не может, но опосредованное влияние может быть довольно ощутимым, полагают экономисты.
«Напрямую кризис в Греции вряд ли окажет какое-то существенное влияние на российский валютный рынок. Тем не менее, опосредованное влияние может быть достаточно существенное — через колебание пары доллар-евро, через давление цен на нефть. Все-таки кризис в Греции сопровождается существенным падением аппетитов к риску, что бьет по валютам развивающихся стран, в том числе и по рублю», — говорит, в частности, Савченко из Нордеа-банка.
С ним в целом согласен Станислав Клещев из «ВТБ 24». «Общее усиление неприятия рисков инвесторами на этой истории приводит к оттоку капитала с развивающихся рынков, что может усиливать давление на рубль», — отметил аналитик.
«Но в каком-то смысле у рубля есть преимущества перед другими валютами развивающихся регионов, потому что рубль сейчас менее зависим от конъюнктуры внешних рынков и от аппетита к риску», — отмечает Орлова из Альфа-банка.
Аналитики во многом связывают текущие колебания курса рубля с падением цен на нефть, которое, в свою очередь, обусловлено решениями властей Китая по предотвращению дальнейшего обвала фондового рынка.
«Поэтому это может быть ситуация, когда совпали несколько негативных тенденций — Греция, Китай и общий совокупный эффект. Ситуация в Греции — один из факторов ухудшения глобальных настроений, цены на нефть — это связка с Китаем», — резюмирует Орлова.
Драхма, санкции и Grexit
Спекуляции на тему, как Россия может помочь Греции, не прекращаются с весны. Интригу подогрел июньский визит греческого премьера в Петербург, его встреча с президентом России Владимиром Путиным и выступление на ПМЭФ, в ходе которого премьер назвал проблемы своей страны не только ее проблемами.
Российский Минфин, однако, уже многократно заявлял, что Афины не обращались за финансовой поддержкой к Москве.
На фоне воскресного референдума обострились и опасения выхода Греции из еврозоны. Аналитики активно обсуждают возможные последствия такого поворота событий, в частности, отказ Греции от евро и возврат к национальной валюте — драхме.
Греческие власти на прошлой неделе заявили, что даже если Афины решатся на выход из зоны евро, то не смогут приступить к печатанию драхмы, поскольку у Греции не осталась для этого станков. Ряд экспертов тут же обратили внимание на тот факт, что у России есть для этого необходимое оборудование.
«Если греки заплатят, то мы им напечатаем любую валюту любого дизайна. Насколько я знаю, у Гознака есть необходимая мощность и оборудование. Но я не уверен, что они смогут заплатить», — говорит Девятов.
«Никогда проблема станка не является причиной, чтобы не печатать свою валюту. Это техника», — парирует Орлова.
«Здесь вопрос заключается в том, что если Греция перейдет на свою валюту, то, возможно, ей придется выйти и из ЕС. Стране целесообразно запускать собственную валюту, когда есть механизмы, позволяющие стабилизировать стоимость этой валюты в будущем. Нельзя исключить, что позиция кредиторов будет заключаться в том, чтобы максимально исключить Грецию из европейского товарооборота в случае ее перехода на нацвалюту», — пояснила она.
«Нет» на референдуме не подразумевает автоматического выхода Греции из еврозоны, напоминают в Минэкономразвития. «Но если Греция все же примет решение выйти из еврозоны и введет в обращение национальную валюту, она будет вынуждена искать партнеров за пределами Евросоюза», — разделяют позицию Орловой в министерстве.
При этом возможный выход Греции из еврозоны не дает оснований для снятия с нее продовольственного эмбарго РФ, подтвердил в понедельник первый замглавы Минэкономразвития РФ Алексей Лихачев.
«Эти два вопроса не связаны между собой, на мой взгляд… Наличие Греции в еврозоне — это дело греков и Евросоюза. И еврозона — это лишь одно из интеграционных колец, которые находятся в Евросоюзе», — сказал он.
«Насколько мне известно, речи о выходе Греции из Евросоюза не идет, и вопрос этот не обсуждается. Поэтому, оставаясь в этом экономическом и политическом союзе, Греция все равно будет участником тех санкционных решений, которые приняты в адрес России. Поэтому факт наличия Греции в еврозоне не является, на мой взгляд, устанавливающим связь с нашими ответными мерами», — резюмировал замминистра.