Из-за гиперинфляции в Зимбабве исчезнет своя валюта Константин Николаев
С сегодняшнего дня в расположенном на юге Африки государстве Зимбабве начинается обмен всей национальной валюты (зимбабвийского доллара) на доллары США. Причем менять будут по рекордному курсу. За 35 квадриллионов (!) зимбабвийских долларов выдается 1 доллар США. Этот обмен стал еще одним свидетельством банкротства курса президента Зимбабве Роберта Мугабе, которому уже много лет не удается обуздать гиперинфляцию, бушующую в этой некогда благополучной по африканским меркам стране.
МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
Роберт Мугабе правит своей страной с 1980 года и, несмотря на более чем почтенный возраст (в этом феврале он справил свое 91-летие), собирается править дальше. Он пришел к власти в рамках компромисса с белым населением Родезии (так тогда называлась Зимбабве), которым завершилась «чимуренга» («борьба»), как официально именуют в стране 25-летнюю гражданскую войну.
В течение двадцати лет Мугабе проводил относительно разумную экономическую политику, не трогал основу экономики страны – хозяйства белых фермеров. Однако в начале двухтысячных он начал серию реформ, декларируемая цель которых – наделение землей черных ветеранов «чимуренги» и постановка экономики страны под контроль «коренного населения». Эти реформы закончились бегством из страны тысяч образованных и экономически активных граждан, в том числе большинства белых зимбабвийцев, и глубочайшим экономическим кризисом.
В 2008 году Зимбабве поставило своеобразный рекорд: местная валюта упала на 500 млрд. процентов. В стране даже была введена новая купюра – 100 триллионов зимбабвийских долларов. Тем не менее, несмотря на международное давление и недовольство в стране, сместить Мугабе до сих пор так и не удалось. Последняя попытка отстранить его от власти была предпринята в 2013 году, на президентских выборах. Однако кандидат от оппозиции Морган Цвангираи потерпел на них сокрушительное поражение, набрав лишь 25% голосов. Обвинив соперника в фальсификациях, тем не менее отказался от дальнейшей эскалации протестов, опасаясь втягивания страны в новую гражданскую войну.