«ТехноСтройПрограмма», как сказано в иске, намерена взыскать с ЦБ убытки в связи с тем, что регулятор, зная о плачевном положении Межпромбанка, своевременно не отозвал у него лицензию или не принял мер по нормализации его финансового положения. «ЗАО «ТехноСтройПрограмма» полагает, что виновное бездействие Банка России привело к банкротству банка и ущербу кредиторам», — говорится в иске.
Как отмечает кредитор, ЦБ, зная о проблемах в Межпромбанке в период с 1 сентября 2009 года по 1 сентября 2010-го, не отзывал у него лицензию. В это время «должник являлся неплатежеспособным и не исполнял обязательства перед кредиторами, о чем не могло не быть известно Банку России», указано в заявлении «ТехноСтройПрограммы». Этот факт, уточняет кредитор, отражен в решении Арбитражного суда Москвы по делу о возврате Банком России в конкурсную массу Межпромбанка 1,8 млрд рублей, ранее уплаченных в счет погашения беззалогового кредита.
Более того, «Банк России, зная о реальном состоянии Межпромбанка на 1 сентября 2009 года, а именно о том, что деятельность банка была намеренно организована непрозрачно, а положение банка было неустойчивым, не принял мер по предупреждению банкротства, а своими виновными действиями (бездействием) привел к утрате имущества банка и, как следствие, — к утрате имущества кредиторов», — пишет гендиректор «ТехноСтройПрограммы» Александр Вареник, требуя от ЦБ компенсации убытков его фирмы.
«Знать — одно, доказать — другое, — отметил в беседе с РБК бывший первый зампред ЦБ Геннадий Меликьян. — Мы знали, что банк — плохой, что большинство кредитов выдаются на аффилированные с Сергеем Пугачевым компании, но доказать это не могли: аффилированность нигде не прослеживалась — во всяком случае, до глубокой проверки, которая прошла уже после выдачи в 2009 году Межпромбанку беззалогового кредита на 32 миллиарда рублей».
Этот кредит, продолжает Меликьян, ЦБ не мог не выдать, так как на тот момент банк отвечал всем требованиям, в том числе у него были необходимые рейтинги международных агентств (Межпромбанк кредит ЦБ не вернул). «Если бы ЦБ ему не дал кредит, сам Пугачев бы обвинил его в предвзятости, коррупции, что у него, скажем, требуют взятку», — пояснил бывший первый зампред Банка России.
Этот кредит было решено реструктурировать летом 2010 года — до середины января 2011-го под залог акций конструкторского бюро «Айсберг», Балтийского завода и «Северной верфи», входящих в Объединенную промышленную корпорацию семьи Сергея Пугачева. 5 октября 2010 года у Межпромбанка была отозвана лицензия.
В 2010 году ситуация действительно стала критической — Межпромбанк перестал исполнять обязательства. Однако ЦБ медлил с отзывом лицензии, поскольку ожидал окончания переговоров Межпромбанка с ВТБ и «Северсталью» о привлечении займа, за счет которого МПБ мог бы расплатиться с кредиторами. «Обсуждалось, что под залог этого кредита Пугачев предоставит акции Енисейской промышленной компании, которой принадлежало Элегестское угольное месторождение, — напомнил Меликьян. — Переговоры не увенчались успехом: я был в этом изначально уверен, но формально надо было дать шанс».
«Банк России не считает возможным комментировать ход или оценивать перспективы судебных разбирательств с его участием, поскольку это может быть расценено как попытка давления на решение суда», — сообщила РБК пресс-служба ЦБ.
Агентство по страхованию вкладов, конкурсный управляющий МПБ, обвиняет Пугачева в преднамеренном банкротстве банка и пытается взыскать с него около 70 млрд рублей. Однако Мороченко заявляет, что Пугачев не имел отношения к учрежденному им Межпромбанку с 2001 года, когда стал сенатором от Тувы. «Спустя много лет Пугачев получил судебные претензии на несколько десятков миллиардов рублей по операциям банка, о которых он не имеет ни малейшего представления», — утверждала на судебных заседаниях защита Пугачева.
Весной этого года кредиторы Межпромбанка, аффилированные с Пугачевым, в том числе «ТехноСтройПрограмма», пожаловались в суд и Счетную палату на АСВ. По их мнению, конкурсный управляющий работает неэффективно и расходует слишком много средств.
По данным АСВ, задолженность Межпромбанка перед кредиторами составляет более 80 млрд рублей. Из них 17 млрд — это кредиторская задолженность МПБ перед структурами Пугачева, сообщал ранее РБК Дмитрий Мороченко.
Требование «ТехноСтройПрограммы» к Межпромбанку составляет 6,1 млн рублей. За период банкротства МПБ этой компании, по ее данным, было выплачено 106 тыс. рублей.