Сейчас Московская биржа, если участник торгов не способен исполнить обязательства по сделкам (допустил дефолт), компенсирует возникшие у его контрагентов убытки в первую очередь из обеспечения, которое дефолтный участник обязан предоставить до сделки. Если этих средств мало, в ход идут средства компенсационных (дефолтных) фондов – они созданы на каждом из рынков Московской биржи. Если и этого не хватает, биржа отвечает всем капиталом НКЦ – в нем на начало года, по отчетности центра, было 39,5 млрд рублей.
В презентации Московской биржи предлагается изменить процедуру расчета. Причина – новое постановление ЦБ, которое, по данным из презентации, обязывает НКЦ иметь капитал минимум 38,2 млрд рублей и отдельно выделенный капитал минимум 8,2 млрд, обе цифры – предварительные оценки. Из выделенного капитала Московская биржа и сможет компенсировать убытки от дефолтов. Если убыток от дефолтов будет больше и обеспечения, и фондов, и выделенного капитала, то ответственность понесут банки и брокеры. «Лимиты ответственности ЦК пока не определены и обсуждаются с участниками рынка и ЦБ», – настаивает предправления НКЦ Алексей Хавин.
По подсчетам Fitch, во все дефолтные фонды Московской биржи собрано 3,2 млрд рублей. Выделенный капитал НКЦ будет разделен по рынкам биржи, следует из презентации: убытки одного рынка не будут гасить из средств для других. European Market Infrastructure Regulation определяет минимальный размер выделенного капитала (называется skin in the game) в 25% минимального капитала ЦК, говорится в документе.
Биржа предложила четыре способа распределения убытка: дополнительные взносы в дефолтные фонды, снижение положительной вариационной маржи (незакрепленной прибыли по сделкам), пропорциональное снижение требований к обеспечению добросовестных участников торгов и принудительное распределение убытка.
Человек, участвовавший в обсуждении новых правил с ЦБ и биржей, говорит, что для погашения убытков могут быть задействованы средства из капитала НКЦ сверх выделенного капитала, если это не приведет к тому, что капитал станет меньше минимального требования ЦБ к его достаточности.
«Нас поставили перед фактом, что изменили законодательство, и НКЦ приводит деятельность в соответствие с законодательством, – удивлена гендиректор брокерского дома «Открытие», зампредседателя комитета по фондовому рынку Валерия Авксентьева. – Мы попросили у биржи разъяснений, пока их нет, не можем ответить, ляжет ли компенсация на клиента».
«Изменения в процедуре распределения убытков негативно отразятся на добросовестных участниках рынка», – уверен предправления ИК «Ай ти инвест» Максим Малетин: новый подход подрывает доверие к РЕПО с ЦК – одному из основных механизмов перераспределения ликвидности, приведет к сокращению расчетов через биржу, отказу от безадресных сделок и возврату к тщательному отбору и лимитированию контрагентов. Новые механизмы скажутся и на клиентах, продолжает Малетин: чтобы защитить собственную ликвидность, брокеры будут вынуждены отказаться от льготного гарантийного обеспечения и дисконтов и искать способы переложить убытки на клиентов.
Директор «дочки» иностранного банка опасается повторения ситуации кризиса 1998 года, когда иностранные банки – после принудительного закрытия позиций биржей и больших потерь – просто перестали работать с Россией или значительно сократили «российский риск». Он говорит, что презентация биржи передана в головной банк: «Позиция еще не определена».
«Механизм распределения убытков предполагается использовать в самом крайнем случае, когда все другие уровни защиты исчерпаны», – обещает Хавин.
По последней оценке Fitch, НКЦ может выдержать дефолт 40 крупнейших контрагентов без требований поддержать капитал, если эти дефолты не будут сопровождаться беспрецедентно высокими внутридневными колебаниями рынка.