Проблемы экономик Украины и Греции могут оказаться в центре внимания саммита G7 Алексей Голяков
Встреча финансовой «семерки», прошедшая в этот уикенд в Дрездене, была посвящена подготовке саммита G7, который состоится 7–8 июня в Баварии. Министры финансов семи ведущих государств мира провели в Германии своего рода «разведку боем» накануне плановой встречи руководителей стран, которых они представляют. Был обсужден широкий круг проблем глобального экономического развития, противодействия финансированию международного терроризма и совершенствованию систем налогообложения.
Встреча продолжалась три дня на фоне впечатляющей архитектуры замка и церкви Фрауэнкирхе, в районе старого Дрездена. Повестка саммита, несмотря на широту охватываемых проблем, содержала в себе определенную интригу. Хозяин встречи, глава минфина ФРГ Вольфганг Шойбле, не раз подчеркивал, беря слово, что украинский и греческий кризис не входят в официальную повестку. Но, как отмечают наблюдатели, именно темы Украины и Греции, как скрытые пружины, подталкивали дискуссию к общим болевым точкам, симптоматичным для состояния всей мировой экономики.
Глава МВФ Кристин Лагард накануне дрезденской встречи выступила с почти ульмативным заявлением в интервью газете Frankfurter Allgemeine Zeitung, что «если европейцы не займутся всерьез проблемами Греции, выход страны из еврозоны не исключен». Чуть позже в МВФ заявили, что ее слова были неточно переведены. Тем не менее Шойбле фактически солидаризировался с Лагард и констатировал, что «новости из Афин не соответствуют сегодняшнему уровню контактов с большой «евротройкой», то есть с Германией, Великобританией и Францией».
Что касается украинского вопроса, то, согласно высказыванию Шойбле, «собравшиеся едины в поддержке правительства Украины, в его амбициозной финансовой повестке, а также в помощи реализации минских договоренностей».
Между тем премьер Яценюк ранее озвучил позицию официального Киева: Украина рассчитывает на скорейшую реструктуризацию 15,3 млрд. долларов. Комитет кредиторов Украины, в который входят фонды, владеющие еврооблигациями страны на 8,9 млрд. долларов, выступили, со своей стороны, против уменьшения основной долговой суммы. В то же время, напомним, президент Украины Петр Порошенко 28 мая подписал закон, позволяющий кабмину вводить мораторий на выплаты по некоторым внешним долговым обязательствам. Понятно, кого при этом киевские власти стремятся оставить в заведомо проигрышном положении – Россию, своего главного кредитора.
Рассуждая в целом о перспективах экономического роста в мире, нобелевский лауреат Роберт Шиллер и экономисты с мировым именем Кеннет Рогофф и Ларри Саммерс выступили скептиками: они сомневаются, что его удастся хоть сколько-нибудь ускорить при сохранении тенденции крайне неравномерного развития различных стран.
Как сообщил на итоговой пресс-конференции глава немецкого центробанка Йенс Вайдманн, участники встречи договорились о том, что каждое государство имеет право принимать самостоятельно решение о своем развитии, однако с глобальной точки зрения существует необходимость в структурных реформах, инновациях, инвестициях и более интенсивном развитии.
Старший научный сотрудник Института стратегических исследований Николай Трошин напомнил в разговоре с «НИ», что, строго говоря, решения как самого саммита, так и его предварительных заседаний не являются обязательными для всех сторон. «Но для рынка, для мировой экономики уже не первый день существуют общие правила. И в случае сбоя системы, как все не раз убеждались, «частичных», региональных дефолтов не бывает – удар придется по всем», – сказал собеседник «НИ».
Учитывая тяжелое состояние украинской экономики, «семерке» больше ничего не остается делать, как поддерживать реструктуризацию долгов этой страны. «МВФ дает деньги Украине, чтобы она расплатилась с нами», – сказал г-н Трошин.
По мнению эксперта, предстоящий саммит G7 в Баварии, безусловно, окажет на российскую экономику свое влияние, как бы сейчас мы ни пытались отгораживаться от Запада. Какое именно – будет зависеть от жесткости итоговых заявлений, считает эксперт.