Нанятый для реструктуризации Malaysia Airlines немец Кристоф Мюллер заявил о техническом банкротстве компании. Впрочем, в его карьере ему уже удавалось «ставить на крыло» авиакомпании на грани коллапса
Самолет авиакомпании Malaysia Airlines
«Мы стали техническим банкротом… причем падение операционных показателей началось задолго до трагических событий 2014 года», — заявил новый исполнительный директор Malaysia Airlines Кристоф Мюллер в ходе своей первой пресс-конференции 1 июня.
Малазийский авиаперевозчик стал печально известен на весь мир после того, как в марте прошлого года его рейс MH370 пропал над Индийским океаном (на борту находились 239 человек), а затем в июле рейс Malaysia Airlines из Амстердама в Куала-Лумпур был сбит в небе над Донецком (погибли 298 человек).
Чтобы вывести Malaysia Airlines из состояния технического банкротства и недоверия со стороны пассажиров, Мюллер планирует провести полный ребрендинг компании. Но это планы на будущее, пока же авиаперезвочик расстается с шестью тысячами сотрудников (их останется 14 тыс.) и несколькими дальнемагистральными самолетами. Авиакомпания планирует продать два из шести своих Airbus A380 и пересмотреть флот из 13 лайнеров Boeing 777-200ER.
Национальный неудачник
Проблемы Malaysia Airlines в действительности начались не в прошлом году. С 2007 по 2010 годы Malaysia Airlines была прибыльной, однако в 2011-м зафиксировала убыток и в качестве антикризисной меры начала сокращать количество рейсов. Авиаперевозчик не справлялся с растущей конкуренцией со стороны бюджетных авиакомпаний. Еще десять лет назад они просто не существовали в Азии, а сегодня на них приходится около 50% пассажирского трафика в регионе. Главный из конкурентов Malaysia Airlines — также малазийская AirAsia, сегодня она является крупнейшим лоукостером в Азии.
В своем последнем финансовом отчете (опубликованном перед делистингом) по итогам третьего квартала 2014 года Malaysia Airlines отразила убыток в размере 576 млн ринггит ($157 млн) — самый большой квартальный «минус» с 2011 года. А по итогам девяти месяцев 2014 года убыток авиакомпании достиг $355 млн.
Во многом экономической несостоятельности Malaysia Airlines способствовал ее статус национального перевозчика, который обязывал ее выполнять рейсы по неприбыльным маршрутам, содержать больше персонала, чем это было нужно из-за лобби профсоюзов. Все это, по оценке аналитиков, опрошенных Reuters, привело к тому что базовые издержки Malaysia Airlines были завышены по сравнению с конкурентами на 20%.
Управляющий авиакомпанией суверенный фонд Малайзии Khazanah Nasional провел делистинг акций 15 декабря 2014 года и объявил о готовности потратить на реструктуризацию авиаперевозчика 6 млрд ринггит ($1,63 млрд). Согласно этому плану, вновь прибыльной Malaysia Airlines должна будет стать до конца 2017 года.
Кризис-менеджер из Европы
Поручить непростую задачу малазийские власти решили немцу Кристофу Мюллеру: он стал первым иностранцем, возглавившим Malaysia Airlines. Опыт «возрождения» авиакомпании на грани банкротства у 52-летнего Мюллера есть.
В 2009 году он возглавил ирландскую авиакомпанию Aer Lingus, которая испытывала довольно схожие с малазийской авиакомпанией трудности. Компания не справлялась с конкуренцией со стороны крупнейшего регионального лоукостера Ryanair. Ситуация для Aer Lingus ухудшалась падением спроса на дальнемагистральные авиаперевозки и рецессией ирландской экономики после мирового финансового кризиса.
В 2009 году, когда Мюллер пришел в авиакомпанию, ее операционный убыток составил €81 млн. Ему не только удалось вернуть Aer Lingus к прибыли: по итогам 2014 года она выросла до €72 млн (на 17,8% больше, чем в 2013 году), но и отбиться от попыток поглощения со стороны Ryanair. Сейчас последнему принадлежит около 30% акций Aer Lingus, еще 25% остается у министерства финансов Ирландии.
Reuters называет Мюллера одним из вдохновителей модернизации немецкой Lufthansa в 1990-х годах, когда она оказалась на грани банкротства. Мюллер с 1994 по 1996 годы занимал пост вице-президента Lufthansa по контролю, а с 1996 по 1999 годы возглавлял направление по корпоративному планированию (также в ранге вице-президента).
Однако между этими удачными кейсами антикризисного менеджмента в карьере Мюллера был не столь успешный эпизод с брюссельской государственной авикомпанией Sabena SA, ее он возглавлял с 1999 по 2001 года. Сокращение расходов он так же, как и в случае с Malaysia Airlines, начал с персонала, однако новость об увольнении 400-500 сотрудников вызвала бескомпромиссные забастовки. Компания продолжала терять деньги и в 2001 году обанкротилась. Впоследствии ее частично восстановили под новым названием — Brussels Airlines.
Реорганизацию Malaysia Airlines аналитики называют самой непростой задачей в истории современной авиации. Однако Мюллер полагает, что с ней справится. В интервью Reuters он заявил, что его наняли управлять «совершенно новой компанией на абсолютно коммерческих условиях», вероятность ошибки при таком раскладе весьма мала, считает он. Все активы и обязательства Malaysia Airlines будут переведены в другую компанию Malaysia Airlines BHd, работать она начнет в сентябре этого года.
При этом Мюллер настаивает, что авиакомпания останется «полноценным международным перевозчиком, соединяющим континенты». Несмотря на то что от некоторых международных маршрутов ей придется отказаться, она не собирается превращаться в региональную.
Источник: РБК