Должников готовят к оздоровлению

Минэкономики хочет поправить закон о банкротстве не в пользу кредиторов

Минэкономики хочет поправить закон о банкротстве не в пользу кредиторов

Минэкономики подготовило поправки к закону о банкротстве для реформы процедур наблюдения и финансового оздоровления. В рамках «дорожной карты» по совершенствованию банкротства предлагается сокращение периода их назначения и проведения, а также смещение баланса с банкротных процедур на реабилитационные. Юристы отмечают, что количество поправок к банкротному закону в последние годы зашкаливает.

 

На regulation.gov.ru опубликован проект поправок Минэкономики к закону «О несостоятельности (банкротстве)» — министерству было поручено подготовить их к июню 2015 года. В тексте финансовое оздоровление выделено как отдельная от банкротства и приоритетная процедура. Даже сам закон предлагается именовать «О финансовом оздоровлении и несостоятельности (банкротстве)». Должник при наличии шансов восстановить свою платежеспособность сможет просить не о признании банкротом, а о введении финансового оздоровления.

Его заявление должно быть рассмотрено судом в течение месяца. У суда будет два варианта: удовлетворить заявление, если к нему приложен отчет о финансовом состоянии должника и возможности восстановить платежеспособность, или отказать (при отсутствии отчета) и ввести наблюдение. Оздоровлению могут помешать возражения кредиторов или признание судом невозможности спасения должника. В случае введения финоздоровления наблюдение, с которого сейчас начинается любое банкротное дело (или реабилитационные процедуры) и сроки которого в проекте предлагается сократить с семи до двух месяцев, уже не применяется. Более того, наблюдение не будет вводиться и по заявлению о признании должника банкротом, если последний не представит финансовый отчет, в этом случае компания может быть сразу признана банкротом.

Чтобы повысить устойчивость должников, в проекте закрепляется недопустимость одностороннего отказа кредиторов от исполнения обязательств или изменения условий договора из-за ухудшения финансового состояния должника. По словам руководителя практики банкротства юридической фирмы «Пепеляев групп» Юлии Литовцевой, в первую очередь это затронет банки — пункт о праве требовать в таких обстоятельствах досрочного исполнения обязательств или увеличения процентной ставки традиционно входит в кредитные договоры. Впрочем, будет ли норма работать, покажет судебная практика.

В то же время обязанность управляющего отчитываться о сделках дороже 500 тыс. руб. за три года до банкротства повышает возможности их оспаривания и погашения долгов. Также по ходатайству заявителя или других лиц, участвующих в деле, суд сможет принять меры по обеспечению интересов кредиторов (приостановление исполнительных производств по взысканию денежных долгов, запрет проведения зачета встречных требований и др.). Полномочия органов управления должника при оздоровлении ограничат: без согласия собрания кредиторов он не может брать займы и заключать сделки с заинтересованностью (с имуществом балансовой стоимостью от 5% активов).

Удовлетворение требований кредиторов осуществляется по плану оздоровления. Он должен предусматривать погашение текущих платежей и требований кредиторов первой и второй очередей в течение трех месяцев с даты утверждения. Планы готовятся должником, административный управляющий согласовывает их с кредиторами (за должны проголосовать все классы кредиторов) и представляет на утверждение суду. Если в течение четырех месяцев управляющему не представлено ни одного плана оздоровления, должник может быть признан банкротом. Срок действия плана погашения долгов при финоздоровлении не ограничен, но если суд утвердил план без согласия кредиторов, процедура не должна превышать пяти лет.

«Большая часть изменений направлена на защиту интересов должника, что нехарактерно для российского законодательства, имеющего ярко выраженный прокредиторский характер»,— указывает Юлия Литовцева. Из полезных изменений юристы отмечают исключение процедуры наблюдения при финоздоровлении. «Она давно себя изжила и только затягивает банкротство»,— говорит президент Российской гильдии арбитражных управляющих Станислав Клейменов. По его словам, для кредиторов легкая процедура запуска финоздоровления не слишком выгодна. «Существует риск, что компании будут злоупотреблять этой возможностью, чтобы отбиваться от любых претензий банков»,— говорит он. Впрочем, не факт, что новые правила финоздоровления заинтересуют многих должников. «Попытка детального регулирования финоздоровления представляется неудачной, поскольку не решает главной проблемы — создания предпосылок для заинтересованности в применении данной процедуры»,— говорит Юлия Литовцева.

Негативно юристы относятся к предложению об изменении очередности погашения требований, которое предоставляет налоговикам приоритет перед остальными кредиторами. «В этом сказывается реакция на текущую экономическую ситуацию и желание Минэкономики пополнить бюджет»,— объясняет Юлия Литовцева. Юристы критикуют ситуацию с внесением многочисленных поправок в закон «О банкротстве» — за три года принято более 20 законов об изменениях банкротных процедур.

Анна Занина

 

Читайте далее…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Exit mobile version