Чистка рядов. ЦБ продолжает убирать с рынка проблемные банки

ЦБ продолжает убирать с рынка проблемные банки Алексей Голяков

Банк России 20 мая лишил лицензии на осуществление банковской деятельности три банка: «Транспортный» и «Профессионал банк» («ПроБанк») из Москвы, а также череповецкий комсоцбанк «Бумеранг». Тем самым Центробанк продолжает зачистку банковского поля РФ от проблемных банков. Однако эксперты опасаются, что в результате в стране доминировать будут лишь несколько крупных госбанков, а о конкуренции в сфере банковских услуг надолго придется забыть.

МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»

Самый крупный из попавших «под раздачу» банков – «Транспортный»: он занимал по величине активов на 1 мая 103-е место в банковской системе РФ. Лицензия у банка отозвана в связи с тем, что размер его собственных капиталов упал ниже минимального значения уставного капитала. Банк, по данным ЦБ, проводил высокорискованную политику, размещая денежные средства в низкокачественные активы. Кроме того, в 2014 году «Транспортный» был вовлечен в проведение сомнительных транзитных операций.

Лицензия у «ПроБанка» (401-е место в рейтинге по величине активов) отозвана в связи с нарушением законодательства о противодействии легализации доходов и финансировании терроризма. Организация также была вовлечена в проведение транзитных операций.

«Бумеранг» (594-е место) лишился лицензии в связи с несвоевременным исполнением обязательств перед кредиторами.

Все три банка являются участниками системы страхования вкладов, а значит, их клиенты по закону вправе рассчитывать на получение страховки.

Госкорпорация «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) уже объявила о том, что выплаты страхового возмещения вкладчикам трех банков начнутся не позднее 3 июня 2015 года. Для оперативного приема заявлений граждан и максимально быстрых выплат им компенсаций по вкладам АСВ намерено использовать банки-агенты, которые по решению правления будут отобраны на конкурсной основе в срок не позднее 26 мая.

Банк «Транспортный» оказался в черном списке ЦБ.
Печальный конец трех вышеназванных банков вполне вписывается в общую политику Центробанка, проводимую его нынешним руководством во главе с Эльвирой Набиуллиной. В частности, за прошлый год ЦБ отозвал по регионам более 35 лицензий.

В феврале 2015-го первый зампред ЦБ Алексей Симановский среди наиболее распространенных типов нарушений указывал на «несоблюдение нормативов концентрации риска». И банков, допускающих такие нарушения, по его данным, в стране набирается до 300. С учетом того, что всего в России в настоящее время чуть больше 1000 кредитных организаций, до полной зачистки банковского поля ЦБ еще отзывать и отзывать лицензии.

Не слишком ли мало в России останется после этого банков? Например, в США их около 7 тысяч. «Должно быть столько, сколько готов принять рынок и на какое количество есть спрос у населения, – сказал «НИ» президент ассоциации региональных банков «Россия» Анатолий Аксаков. – Другое дело, что у нас наблюдается большая концентрация банков в Москве и центральном регионе и их недостаток в депрессивных регионах».

Между тем в коридорах Банка России уже не первый день витает идея создания банка-санатора – для более эффективной работы по очищению банковской системы. О возможности его скорого создания недавно обмолвился зампред ЦБ Михаил Сухов. Одним из вариантов должна стать передача функций по санации «дочке» АСВ – банку «Российский капитал». При этом г-н Сухов обещал, что речь не идет о том, что ЦБ откажется от прежних принципов санации.

По мнению главного экономиста Альфа-банка Натальи Орловой, то, что Центробанк демонстрирует по отношению к отдельным «слабым» звеньям банковской системы свою принципиальность, – это «нормальный процесс, который постоянно должен проводиться в рабочем порядке, без налета какой-либо сенсационности». Идеи, которые периодически запускаются в экономическое сообщество относительно необходимости отдельного банка-санатора, как полагает г-жа Орлова, непродуктивны. По той причине, что начнется неизбежное дублирование функций ЦБ еще одной структурой, что в свою очередь повлечет за собой поиск дополнительных бюджетных средств на ее содержание. «Это не будет иметь абсолютно никакого экономического смысла. Я против такой бюрократизации», – подчеркнула собеседница «НИ».

Читайте далее…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Exit mobile version