Законопроект не позволит банкам уничтожить свои электронные базы данных незадолго до отзыва у них лицензии
Законопроект, направленный на снижение вероятности уничтожения банками незадолго до отзыва у них лицензии своих электронных баз данных для сокрытия своих деяний, подготовил Минфин. Документ расширяет перечень случаев, когда ЦБ может затребовать резервные копии этих баз данных, пишут «Известия».
Закон «О банках и банковской деятельности» обязывает банки отражать все операции и иные сделки в базах данных на электронных носителях. В таком виде информация хранится не менее пяти лет с даты ее внесения в базу и обеспечивается возможность доступа к ней в любой момент. Согласно тому же закону, регулятор может потребовать, чтобы банк создал резервные копии таких баз данных и передал их на хранение в ЦБ. Но выставить банку такое требование можно исключительно в случае возникновения оснований для отзыва у него лицензии.
Согласно законопроекту Минфина, ЦБ может запросить у банка резервные копии электронных баз данных в случае введения в отношении банка ограничения на проведение отдельных операций, например на прием средств во вклады и др. Ограничения на отдельные операции — это уже более распространенная практика, менее стрессовая для банкиров, и они не бросятся уничтожать архивы, рассчитывают в Минфине.
Например, по последним представленным данным ЦБ (конец апреля), ограничение на прием вкладов действует в отношении 49 российских банков. Ввести такие ограничения ЦБ может, в частности, в случае нарушения банком требований закона, нормативных актов и предписаний регулятора, а также в случае предоставления им неполной или недостоверной информации. Возможно это и в том случае, если совершаемые банком операции создали угрозу интересам его клиентов.
Кроме того, проектом Минфина предусмотрена возможность запрашивать резервные копии баз в случае проведения анализа финансового положения банка для решения вопроса о целесообразности принятия мер по предупреждению банкротства.
Предложенные поправки, как отмечено в пояснительной записке к законопроекту, призваны снизить «вероятность утраты информации, содержащейся в электронных базах данных». Сейчас, говорится в документе, получение банком требования о создании резервных копий и о передаче их в ЦБ «является своего рода сигналом для осуществления негативных действий, влекущих искажение или уничтожение информации».
Информация, содержащаяся в электронных базах, уничтожается, как правило, с целью «скрыть ряд операций, которые могут быть связаны с полузаконными и незаконными схемами», указал партнер компании «Деловой фарватер» Дмитрий Липатов. По его словам, при уничтожении информации возникают сложности с выявлением реальной ситуации, не все данные можно восстановить с помощью других источников. «В результате клиенты, кредиторы и вкладчики могут оказаться в ситуации, когда какие-то их операции и обязательства просто не могут быть подтверждены. Это чревато убытками, недополученными суммами, переплатами, неправильными начислениями. Ситуация может быть разрешена с помощью подтверждающих документов, например копии договора банковского вклада, выписок по счету и прочего. Но все это потребует времени и дополнительных затрат», — говорит Липатов.
К тому же, говорят эксперты, в случае вывода активов из банка на основании баз данных можно проследить все трансакции и понять, где эти активы искать.