До середины мая в этом году в Германии зарегистрировано вдвое больше забастовочных дней, чем за весь прошлый год. Однако эксперты констатируют: это свидетельствует, скорее, о стабилизации экономики и уменьшении страха перед возможностью банкротства предприятий со стороны трудящихся, чем о полном разладе промышленности.
Как сообщает сегодня газета Rheinische Post, кельнский Институт немецкой экономики представил новую профильную статистику. Научный сотрудник Хаген Леш заявил в интервью газете: «Лишь за счет волн забастовок госслужащих, трудящихся металлургической и электротехнической промышленности, а также сотрудников АО «Немецкая почта», воспитателей детских садов и машинистов в 2015 году уже насчитывается 350 тысяч пропущенных рабочих дней».
По сообщению федерального Агентства по трудоустройству, в 2014 году было зарегистрировано всего 156 тысяч пропущенных рабочих дней. В 2013 году было учтено лишь 160 тысяч забастовочных дней. По словам Хагена Леша, 2015 год будет таким же «рекордным забастовочным годом», как 2006 год, когда было зарегистрировано 430 тысяч забастовочных дней.
Самая длинная забастовка в истории АО «Немецкие железные дороги» пока что закончилась. Однако не исключено, что машинисты электровозов скоро забастуют снова, поскольку соглашения между профсоюзом и работодателем еще не достигнуто. Машинисты хотели бы увеличения заработной платы на шесть процентов, концерн предлагает лишь на 4,7 процента больше. Пилоты авиакомпании Lufthansa бастовали в течение нескольких дней. Однако теперь от их профсоюза послышался примирительный тон. Авиапредприятие собирается создать посреднический комитет и проводить тарифные соглашения с его помощью. Поэтому пилоты пока что сменили мечи на орала. Однако забастовка воспитателей детских садов, начатая в пятницу в некоторых землях, будет расширена и продолжена после традиционных религиозных праздников. Местные администрации до сих пор не предложили адекватного ответа на требования педагогов. Продолжится и забастовка почтальонов. Речь идет также о более коротком рабочем дне и о повышении заработной платы на 5,5 процента.
Как сообщает интернет-издание Spiegel Online, хотя число дней стачек и велико, в сравнении с 1992 годом это еще «цветочки». Тогда насчитывалось всего 1,5 миллиона пропущенных рабочих дней. В семидесятые и восьмидесятые годы их число достигало миллиона и более. Предприятия металлургической промышленности и госучреждения тогда не работали по нескольку недель, то есть намного больше, чем теперь.
Кроме того, почти 90 процентов всех забастовок и 97 процентов пропущенных дней в этом году были в сфере обслуживания или транспорта, как установил Экономический и социологический институт фонда им. Ханса Беклера. Лишь один профсоюз госслужащих ver.di участвовал в 150 из 214 тарифных конфликтов, в ходе которых были объявлены забастовки.
Стачки в этом году прежде всего коснулись обычных граждан — родителей, которым негде было оставить своих детей, бизнесменов, которые должны были перепланировать поездки, и жителей мегаполисов, которые не могли добраться до рабочего места на привычном транспорте. Когда бастуют рабочие машиностроительной индустрии, на простых гражданах это почти не отражается, даже если количество рабочих дней больше и конфликты более затяжные.
В последнее время, кроме того, все чаще бастуют сотрудники небольших немецких предприятий. Однако и эти стачки отражаются непосредственно на населении. Недавняя забастовка трудящихся фирмы по транспортировке денег Prosegur в Потсдаме привела к тому, что в течение двух дней во многих банкоматах не было наличности.
Эксперты отмечают: в условиях, когда экономика Германии достигла своего пика — министерство финансов даже подумывает о снижении налоговых ставок, а число безработных уменьшилось до рекордного уровня за последние 25 лет — у трудящихся исчез страх потери рабочего места, и они почувствовали в себе уверенность идти на конфликт с работодателями. Поэтому забастовочная энергия в целом увеличилась.
По мнению экспертов, увеличение небольших конфликтов между представителями трудящихся и работодателей объясняется также растущей неоднородностью тарифного ландшафта. Как сообщает Spiegel Online, уменьшилось количество общих тарифных ставок, которые были некогда приняты в отношении сотен тысяч занятых. Другая причина — увеличение мелких профсоюзов, как, например, объединение пилотов Cockpit или Профсоюз немецких машинистов. Они намного агрессивнее и опаснее для крупных предприятий, чем устоявшиеся традиционные объединения. Кроме того, требования профсоюзов стали носить иной характер. Вместо радикального уменьшения рабочей недели или значительного повышения зарплаты профсоюзы ограничиваются малыми претензиями. Например, правами на более поздний выход на пенсию с сохранением содержания, как пилоты Lufthansa, или изменениями статуса, как воспитатели детсадов. Или вообще бастуют из-за выяснения основного вопроса о том, какой из профсоюзов важнее и нужнее, как в случае с машинистами.
Несмотря на уже устоявшееся клише «Республика забастовок Германия», в ФРГ все же бастуют меньше, чем в некоторых других странах. По статистике Экономического и социологического института фонда им. Ханса Беклера, в десятки раз больше вступают в борьбу за свои права трудящиеся Франции и Дании. Традиционно больше число забастовочных дней и в Великобритании.