Центробанку могут предложить ввести ответственность кредитных организаций за некорректную оценку возможностей заемщика при предоставлении ему кредита, а также установить предел для роста задолженности по просроченным займам, включая размер набежавших пени и штрафов. Об этом сообщил сегодня зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов.
В своем сегодняшнем выступлении на Медиаформуе Общероссийского народного фронта «Правда и справедливость» он рассказал и о других законодательных инициативах, которые должны улучшить финансовую грамотность и правовую защиту заемщиков.
Ситуация на рынке кредитования очень серьезна, и продолжает усугубляться, констатировал Виктор Климов. Сегодня граждане страны должны в общей сложности более 11 триллионов рублей. 730 миллиардов рублей из них составляют просроченные к возврату суммы.
«89% всех долгов — это потребительские кредиты, самые короткие, самые необеспеченные, с самыми высокими процентами. Остальное — это ипотечное и жилищное кредитование, — уточнил депутат. — Таким образом, в среднем сегодня на каждую российскую семью приходится 202 тысячи рублей долга. На гражданина 80 тысяч — это включая стариков и детей. С учетом того, что средняя зарплата в стране составляет 27 тысяч, можно говорить о крайне тревожной ситуации в этой сфере».
Отчасти, по словам Климова, напряженность снимет закон о банкротстве физлиц, который должен вступить в силу с 1 июля 2015 года. Сегодня, если человек по каким-либо причинам не справляется с погашением долга, законодательно не предусмотрено цивилизованного, юридически прописанного механизма выхода из этой ситуации. В результате заемщики вынуждены прибегать к асоциальному поведению: скрываться, добывать деньги неправедным путем.
«Закон о банкротстве даст возможность заемщику обратиться в суд, который либо принимает решение о реструктуризации долга, назначает управляющего, и человеку в течение трех-пяти лет помогают выйти из ситуации. В частности, приостанавливая лавинообразное нарастание штрафных санкций, — уточнил Климов. — Либо — второй вариант — гражданин объявляется банкротом. Тогда управляющий продает его имущество, а остаток долга человеку, по сути, прощают».
Этот второй выход для человека, конечно, неприятен, но не фатален, ведь закон не разрешает продавать единственное жилье и землю под ним (за исключением долгов по ипотеке). Оставляют должнику и минимальный набор предметов, необходимых в быту. Кроме того, гражданин в течение нескольких лет не имеет права брать кредиты, он обязан отчитываться банку о своих доходах — это нужно, чтобы небыло «липовых» банкротств. Так что обанкротившемуся заемщику придется несколько лет жить «под колпаком», но зато у него появляется возможность, в сущности, начать жизнь «с чистого листа». Это в любом случае лучше того, что происходит с должниками сегодня, когда они попадают в поле зрения «черных» коллекторов.
«Сегодня у нас нет закона о коллекторской деятельности, — констатировал Климов. — В результате эта деятельность абсолютно не регулируема и не контролируема. И от нее страдают не только должники, но также люди, не имеющие к долгам никакого отношения: работодатели, родственники, соседи, дети, порой даже посторонние люди, которым достался телефонный номер, от которого отказался должник».
Пока законопроект о коллекторской деятельности только обсуждается, улучшить ситуацию, по мнению эксперта ОНФ, можно, если внести поправки в закон о потребительском кредитовании. «Там уже есть некоторые условия, нарушать которые кредитные организации не вправе. Можно также ввести дополнительные запреты и ограничения — на звонки ночью и в праздничные дни, на общее количество звонков в день, например», — уточнил Климов.
В рабочей группе ОНФ постоянно мониторят ситуацию на рынке кредитования. По мнению экспертов, уже давно назрело решение обязать банки строже относиться к заемщикам, оценивая их финансовое состояние. «Вполне логично ввести ответственность банков, которые игнорируют необходимость подтверждения заемщиком его платежеспособности. Кроме того, мы работаем над предложением, чтобы установить верхний предел роста задолженности — ведь пени и штрафы сегодня таковы, что заемщик попадает по сути в пожизненную кабалу», — уточнил эксперт.