Налет кризиса

В стране не исключены массовые сокращения пилотов, банкротства авиакомпаний и рост цен на билеты Вероника Воронцова

Росавиация вчера аннулировала сертификат компании «Ак Барс Аэро» – официального перевозчика Республики Татарстан. Так ведомство удовлетворило заявление генерального директора компании Петра Трубаева, который признал, что «Ак Барс Аэро» несет огромные расходы и перестала быть рентабельной. Накануне была отозвана лицензия у авиакомпании «Томск Авиа», где из-за сокращения количества самолетов нарушились сертификационные требования. Также в апреле прекратили работу компании «Полет» и «Русское небо». Судьбу всех этих компаний могут повторить и другие отечественные перевозчики. Пока с финансовыми трудностями они борются путем сокращений, в том числе летного состава – что, впрочем, официально признавать пока отказываются.

 стране не исключены массовые сокращения пилотов, банкротства авиакомпаний и рост цен на билеты

Вчера в Росавиации отчитались о первых последствиях экономического кризиса для российских авиаперевозчиков. По данным ведомства, с января по март этого года уровень международных перевозок сократился на 15,6%, а суммарный пассажирооборот – на 9,7%. Есть и хорошие новости: внутрироссийские перевозки выросли на 11,4%, а перевозки по странам СНГ – на 3,3%. Рост внутренних перевозок показывают и исследования компаний – агрегаторов авиабилетов Skyskanner и Momondo.

Исходя именно из повышенного спроса на внутрироссийские перевозки, в руководстве нескольких крупных авиакомпаний недавно заявили, что количество рейсов у них остается неизменным, а сокращение летного состава не планируется. Так, глава компании «Аэрофлот» Виталий Савельев объявил, что под предстоящее сокращение на предприятии попадут только до 15% офисных работников, а летный состав останется в неизменном виде.

Аналогичные заявления делали также и руководители других компаний. Так, в «Уральских авиалиниях», несмотря на снижение зарплаты сотрудникам, сокращений не будет, говорил директор авиакомпании Сергей Скуратов. В руководстве компании «Utair» в конце этого года утверждали, что сокращения все же будут, но планируется обойтись малой кровью – уволить около 300 сотрудников летного состава. Были ли эти меры приняты, в пресс-службе компании «НИ» пояснить отказались.

Более серьезные цифры по сокращению пилотов озвучил «НИ» вице-президент профсоюза летного состава России Олег Приходько. По его данным, в стране уже сокращены около тысячи пилотов разных авиакомпаний. В первую очередь массовые увольнения затронули компанию Utair: перед новым годом там было сокращено около 550 человек, а в начале апреля – еще около 200. По данным г-на Приходько, в середине марта оказались на улице более 100 человек из «Оренбургских авиалиний». Также сокращения коснулись компаний Nordwind, «Ямал» и «Якутия».

На прошлой неделе массовые увольнения начались в авиакомпании «Россия» – дочерней компании «Аэрофлота», рассказал «НИ» глава профсоюзной организации летного состава Игорь Морозов. По его словам, до конца июля этого года там должны сократить до 80 человек, работающих на лайнере Ан-148. Соответствующее решение было принято на совете акционеров с участием «Аэрофлота».

Реально уволенных людей может оказаться больше, сказал «НИ» профсоюзный активист. Дело в том, что многие авиакомпании, чтобы не платить сотрудникам выходное пособие, не увольняют их напрямую, а предпочитают их «выживать» различными способами. Например, не берут нового сотрудника взамен ушедшего на пенсию либо действующего пилота перестают ставить на рейсы, что приводит к снижению оклада. Слова Приходько также подтвердил «НИ» на условиях анонимности второй пилот одной из крупных авиакомпаний. «Не ставят на рейсы, объявляют выговор по мелочам, а на все вопросы только пожимают плечами и предлагают писать заявление», – отметил он.

Официальных данных о сокращении летчиков в открытом доступе Росавиации нет. На момент подписания номера на запрос «НИ» представители ведовства не ответили.

Корреспондент «НИ» обзвонила несколько перечисленных Олегом Приходько компаний. Представитель пресс-службы Utair заверила, что сокращений в этом году не было, попутно удивившись: «Откуда вы берете такие страшные цифры?». Собеседница «НИ» предположила, что представители летного состава просто неправильно интерпретируют объявленную компанией программу по оптимизации маршрутной сети «Импульс»: в рамках нее компания вывела из своего флота 33 самолета, но о массовом увольнении сотрудников речи не идет.

В пресс-службе компании «Россия» «НИ» также заверили, что профсоюзы неправильно понимают происходящие в компании процессы. «Приостановка эксплуатации Ан-148 является частью антикризисных мероприятий, его экономическая эффективность по совокупности параметров ниже, чем у других типов в парке воздушных судов компании», – объяснили в пресс-службе. По словам представителей компании, высвободившихся сотрудников просто переучат на машины другого типа.

Не отрицают сокращения летного состава лишь в компании «Оренбургские авиалинии». Еще в январе этого года в правительстве Оренбургской области говорили о том, что в компании планируют уволить 700 человек, включая 110 пилотов. Однако сокращенных сотрудников руководство компании не бросит, а предоставит возможность трудоустройства в ОАО «Аэрофлот» или других предприятиях группы.

Кризис и снижение спроса на перевозки – не единственная причина сокращений пилотов, считает бывший эксперт Министерства транспорта РФ Сергей Крутоусов. «Перевозчикам сейчас аукнулась непродуманная политика последних лет, когда на условиях лизинга массово закупалась иностранная техника», – считает собеседник «НИ». В итоге рубль значительно ослаб, а ежемесячные платежи в валюте – остались. Именно поэтому многие авиакомпании сейчас столкнулись со значительной нехваткой денег и вынуждены придумывать разные, иногда не совсем честные схемы выживания. «Пока мы закупаем самолеты за границей, ничего хорошего отечественную авиацию не ждет. Чтобы избежать подобного впредь, необходимо наладить отечественное производство», – рассказал Сергей Крутоусов.

Сокращения летчиков сейчас могут привести к кадровому голоду в будущем, считает гендиректор Ассоциации аэропортов гражданской авиации России и стран СНГ Виктор Горбачев. «Сейчас в российской авиации нет ни избытка, ни недостатка пилотов – их выпускают столько, сколько нужно», – рассказал он «НИ». Однако массовые сокращения приведут к тому, что, когда кризис закончится, на рынке будет не хватать специалистов. «Летчик – это такая профессия, где мгновенно теряется квалификация. Не садился за штурвал четыре месяца – готовься учиться заново», – отметил собеседник «НИ».

Нельзя исключать, что ситуация на рынке приведет к банкротству некоторых авиакомпаний, что неизбежно повлечет за собой рост цен на авиабилеты, считает президент независимого Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов. В условиях кризиса это приведет к тому, что россияне будут летать еще меньше.

В немецких авиакомпаниях наблюдается переизбыток пилотов

В последние годы забастовки практически во всех компаниях гражданской авиации ФРГ приобрели регулярный характер. Не говоря о многомиллионных потерях авиакомпаний, эти забастовки наносят ущерб всей экономике страны. Ведь убытки несут также службы такси, отели и магазины. А главное, огромные не­удобства испытывают сотни тысяч ни в чем не повинных пассажиров.
Протесты немецких летчиков никак не связаны с переработками ввиду дефицита кадров летного состава. Ведь в странах Западной Европы количество дипломированных пилотов на сегодняшний день потребности гражданской авиации даже превышает. В Германии, например, переизбыток составляет более 500 человек.
Поэтому, вероятно, и профсоюз немецких пилотов Vereinigung Cockpit помимо основных забастовочных требований по увеличению зарплат и пенсий, которые предусмотрены за преждевременный уход из профессии, добивается более гибкого трудового графика для летчиков и повышения допустимого времени их работы, мотивируя такую меру общими тенденциями на рынке труда и жесткой конкуренцией на рынке авиаперевозок.
Катастрофа самолета Germanwings во французских Альпах заставила авиаперевозчиков изменить правила для летчиков. В частности – ввести обязательное нахождение в кабине пилота как минимум двух человек.
Адель Калиниченко, Мюнхен

Читайте далее…

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика