На рынке автострахования Челябинской области грядет переворот: единственный региональный оператор может лишиться лицензии из-за незначительной заминки в работе.
Как уже сообщал NDNews.ru, с 12 апреля базовый тариф обязательного страхования автогражданской ответственности для физлиц увеличили на 40%. Также до 20% расширен коридор, в рамках которого страховые компании могут устанавливать собственные расценки при оформлении полисов. Кроме того, повышен территориальный коэффициент при расчете стоимости автомобильной страховки. В Челябинске, наряду с Мурманском, установлен один из самых высоких показателей в России – 2,1.
Отныне южноуральские автомобилисты вынуждены тратить на полисы ОСАГО вместо 4-6 тысяч порядка 10 тысяч рублей в год. Центробанк связывает резкий скачок тарифных ставок с принятыми в конце прошлого года поправками в закон об ОСАГО, когда суммы страховых выплат за повреждение имущества увеличились со 120 тысяч до 400 тысяч рублей, а за причинение вреда жизни – со 160 до 500 тысяч рублей.
По мнению страховщиков, основной причиной увеличения выплат по страховым случаям явилась сложившаяся в России судебная практика. «Клиенты через суд заставляют страховщиков оплачивать расходы, не заложенные в тарифах десятилетней давности. Это касается и ремонта авто у официального дилера, и оплаты счетов за не осмотренный страховой компанией автомобиль. А последняя индексация тарифов была незначительной, – сообщает страховой брокер Ярослав Королев. – Убытки страховщиков растут и из-за липовых справок из ГИБДД, подтверждающих факт аварии, махинаций со стороны оценщиков, предлагающих автомобилистам совместно подзаработать».
Отметим, ситуация с ростом тарифов ОСАГО коснулась лишь физлиц, на рынке юридического страхования особого ажиотажа не наблюдается. На легковые автомобили юридических лиц с текущего месяца минимальная ставка тарифа снижена до 22%, на тракторы до 25% и на мопеды – до 42%.
«Компании заявляют об убыточности страхования автомобилей на протяжении последних 10 лет, однако занижение суммы выплат при наступлении страхового случая для клиентов уже давно стало обыденностью, – возражает руководитель регионального отделения партии «Автомобилисты России» Алексей Бруй. – Поэтому говорить о том, что в последние годы все клиенты побежали в суды, неправильно. Это стало выгодно, в первую очередь, юристам».
По мнению Бруя, сегодня на рынке страхования царит полнейший хаос, при этом проблемы возникли отчасти по вине «свободных коммивояжеров» – сотрудников страховых фирм, предлагающих «по дешевке» оформить бланки ОСАГО.
Текущее же увеличение стоимости полисов, по мнению экспертов, неизбежно повысит популярность поддельных страховок. По данным брокеров, сегодня на «черном» рынке ОСАГО в Челябинской области можно приобрести полис за 1 тысячу 600 рублей (это двукратная сумма штрафа за езду без страховки), чтобы беспрепятственно передвигаться по городу. Как правило, продавцы нелегальных полисов промышляют страховками-дубликатами. копии таких полисов сняты с реально существующих документов, однако в единой базе страховщиков, то и дело дающей сбои при работе ГИБДД, страховки-«двойники» не отмечены. В связи с этим страховые выплаты на владельцев поддельных полисов не распространяются. Как отмечают общественники, спрос на поддельные ОСАГО возрастет, в основном, среди водителей-лихачей, имеющих сомнительную «страховую историю»: первые в очереди – таксисты и водители маршруток.
По мнению одного из депутатов челябинской гордумы, с повышением территориального коэффициента полисов автогражданской ответственности Южный Урал становится нездоровой экспериментальной площадкой. Перед этим на жителях Челябинской области уже начали тестировать реформу местного самоуправления. «Принятые к закону об ОСАГО поправки необходимо заморозить, как минимум, на два года в связи с тем, что документ был принят без учета мнения автовладельцев, общественных организаций и экспертного сообщества», – считает Константин Нациевский.
Несмотря на то, что рынок страховых услуг переживает нелегкие времена, представители Челябинского УФАС регистрируют уменьшение количества жалоб незаконного навязывания страховщиками допуслуг, и непосредственно, самих отказов компаний в выдаче страховок под предлогом нехватки бланков.
По мнению замначальника надзорного ведомства Елены Рысевой, южноуральцы стали грамотнее подходить к оформлению полисов – обращаются в фирмы сразу с письменным заявлением, фиксируют ответы сотрудников на камеру. При этом сами страховщики после ужесточения административного наказания за незаконный отказ в выдаче полиса ОСАГО пока не готовы жертвовать лицензией и оплачивать оборотные штрафы в 15-кратном размере.
В свою очередь, актуальным остается вопрос злоупотребления доминирующим положением отдельных компаний на рынке страховых услуг. По данным антимонопольщиков, уже сейчас можно констатировать тот факт, что доминирующее положение на рынке ОСАГО в Челябинской области занимает единственный крупный региональный оператор «Южурал-АСКО». Его доля на рынке превысила положенные 20%. По неофициальным данным, компания и вовсе обслуживает более половины регионального рынка, при этом имеет незначительный по стоимости портфель премий за каждый полис. По мнению брокеров, увеличение страховых выплат по ОСАГО в скором будущем может сыграть злую шутку с самим страховщиком. Уже сейчас ходят слухи о возможном банкротстве компании. По словам Королева, «Южурал-АСКО» может повторить ситуацию оставшейся без лицензии екатеринбургской «Северной казны»: «За каждую страховку южноуральская компания несет обязательства в размере до 400 тысяч рублей. Как только компания приостанавливает продажу, либо происходит другая незначительная заминка, финансовый доход резко падает, при этом выплаты клиентам продолжают расти, в итоге образуется «снежный ком», что неизбежно приводит к банкротству. За последние пять лет ни один страховщик не вышел из подобной ситуации, не имея под собой «финансовой подушки» в виде банка.