«Мостотрест» назвал низкой конкуренцию в дорожном строительстве в отчете по итогам 2014 года. Строительных компаний в сложном финансовом положении все больше, но сам «Мостотрест» нарастил чистую прибыль почти в три раза
Положительный результат
Чистая прибыль группы «Мостотрест», крупнейшим акционером (38,6%) которой является компания Marc O’Polo Investments (68,5% принадлежит Игорю Ротенбергу), выросла по сравнению с 2013 годом в 2,7 раза, до 6,1 млрд руб. по МСФО, говорится в сообщении компании. Выручка за минувший год увеличилась на 29%, до 150,5 млрд руб., за счет увеличения объемов строительства, отмечает «Мостотрест». Показатель EBITDA увеличился на 63% по сравнению с прошлым годом, до 15,4 млрд руб.
В отчете отмечается, что компания чувствует себя уверенно: суммарная стоимость работ группы по заключенным строительным договорам по проектам превышает 350 млрд руб. Доля рынка «Мостотреста» выросла до 13,4% по сравнению с 9,9% в 2013 году.
Компания увеличила объем капитальных вложений на 21% по сравнению с 2013 годом. Объем денежных средств и их эквивалентов за вычетом долга на конец 2014 года составил 21,2 млрд руб. за счет авансов от заказчиков. На начало 2015 года «Мостотрест» заавансирован на 39% от годового объема работ, говорится в материалах компании.
В 2014 году компания сдала раньше срока три объекта: обход Вышнего Волочка в Тверской области — пятый этап новой скоростной автомобильной дороги М-11 «Москва — Санкт-Петербург», автомобильную дорогу М-11 «Нарва» на подъезде к морскому торговому порту Усть-Луга, эстакаду на вылетных магистралях Москвы — Можайское шоссе и открыла движение на концессионном участке трассы в Одинцово (15-й — 58-й км). В отчете отмечается, что это повысило рентабельность проектов и снизило инфляционные риски.
Кризис в отрасли
Несмотря на то что результаты компании за прошлый год, согласно отчету, улучшились, ситуация на рынке в целом стала только хуже. «Мостотрест» отмечает, что динамика рынка строительства транспортной инфраструктуры в прошлом году была отрицательной и составила минус 4%. Среди причин снижения активности окончание олимпийских строек, приостановка строительства компаниями, попавшими в сложное финансовое положение, сдвиг сроков конкурсов по третьей-четвертой очередям ЦКАД и седьмому-восьмому лотам трассы М-11.
В отчете отмечается, что растет количество компаний, попавших в трудное финансовое положение, вследствие чего некоторые проекты приостанавливаются, а государство тратит дополнительные ресурсы на привлечение новых подрядчиков для их завершения. Кроме того, из-за кризиса крупные банки приостановили выдачу банковских гарантий и стараются ограничить объем средств, выдаваемых строительным компаниям. Кредитные ресурсы стоят дорого, а уровень фактической инфляции превысил ту, которая заложена в проектах, говорится в материалах «Мостотреста».
«Мостотрест», будучи крупным игроком в отрасли, в полной мере разделяет все риски влияния сокращения количества компаний на отрасль в целом, сказал РБК представитель компании. Это неизбежно приведет к риску остановки крупных проектов, добавил он. «Каждый крупный проект — это десятки специализированных компаний. Очевидно, что их реализация невозможна силами одного подрядчика», — отмечает собеседник РБК. Остановка существующих проектов из-за банкротства подрядчиков ведет к временным потерям государства из-за необходимости привлекать новые силы на завершение проектов, объясняет он, добавляя, что следствие такой ситуации — снижение динамики рынка.
Две стороны медали
По словам аналитика «ВТБ Капитала» Кевина Уайта, основные конкуренты «Мостотреста» на рынке дорожного строительства — «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко, «Стройгазконсалтинг» бизнесменов Руслана Байсарова и Зияда Манасира и «Трансстрой», ранее принадлежавший «Базовому элементу» Олега Дерипаски (сейчас 55% принадлежит бизнесмену Егору Андрееву). Впрочем, «Трансстрой» в последнее время теряет долю дорожного рынка, добавляет Уайт.
Представитель дорожно-строительной компании «Автобан» согласен с оценкой состояния рынка «Мостотрестом». Времена сейчас действительно непростые, говорит он. Ощущение, что количество игроков на рынке может убавиться, есть, добавляет собеседник РБК. Представители «Трансстроя» и «Стройгазконсалтинга» отказались от комментариев.
Собеседник РБК в одной из крупных строительных компаний сказал, что еще одна серьезная проблема — то, что на рынок транспортного строительства приходят непрофильные компании из смежных отраслей, например нефтегазового и жилищного строительства — «Стройтрансгаз», «Стройгазмонтаж», «Стройгазконсалтинг», «Мортон» и т.д. Ситуация в экономике меняет конъюнктуру рынка, банкротятся компании, которые специализируются на транспортном строительстве, а накопленный опыт теряется, сетует источник. По его словам, катализатором стала Олимпиада — она показала неэффективное ценообразование и несовершенство законодательства.
Кевин Уайт считает, что у такой ситуации на рынке для крупных игроков есть две стороны. «Низкая конкуренция — это хорошо для сильных компаний, в частности «Мостотреста», но в этой ситуации есть подводные камни: например, в прошлом году компании пришлось выполнять работы за своих субподрядчиков, когда они не успели в срок», — говорит он. Если субподрядчики будут разоряться, это может сказаться на «Мостотресте», добавляет аналитик.
По словам Уайта, кризис и сокращение бюджетных расходов будут отрицательно влиять на компанию. Рентабельность упадет как минимум на 1 процентный пункт, но дальше им будет легче отвоевать этот показатель, говорит он.
Источник: РБК