Крупная российская горно-металлургическая компания «Мечел», находящаяся сейчас в крайне тяжелом финансовом положении, является градообразующей для некоторых населенных пунктов, поэтому от ее благополучия во многом зависит судьба ряда регионов. В то время как переговоры по урегулированию задолженности «Мечела» не приносят результаты, суды продолжают взыскивать с компании многомилионные задолженности.
К примеру, во вторник стало известно, что арбитражный суд Москвы по иску Сбербанка взыскал со структур «Мечела» 2,9 миллиона долларов и 2,4 миллиона рублей. Глава Сбербанка Герман Греф заявил на прошлой неделе, что переговоры по реструктуризации задолженности ни к чему не привели.
Сбербанк является одним из крупнейших кредиторов отягощенного огромными долгами «Мечела». По данным компании, ее задолженность Газпромбанку составляет примерно 2,3 миллиарда долларов, ВТБ — 1,8 миллиарда долларов, Сбербанку — 1,3 миллиарда долларов.
К слову, аналогичные заявления касательно урегулирования задолженности «Мечела» сделал 6 апреля и глава ВТБ Андрей Костин. Он отметил, что решения вопроса пока нет, однако консультации с рядом банков, в том числе с Газпромбанком, по реструктуризации задолженности «Мечела» продолжаются.
Структурообразующие предприятия
Банкротство такой компании как «Мечел» может повлечь за собой серьезные проблемы не только для работников предприятий компании, но и привести к упадку целых городов.
Так, глава республики Саха (Якутия) Егор Борисов по итогам заседания правительственной комиссии по социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Байкальского региона заявил, что ««Мечел» является предприятием, которое «держит Южную Якутию – и компанию «Якутуголь», и Эльгинский проект». Борисов подчеркнул, что предприятия «Мечела» являются градообразующим для ряда населенных пунктов Якутии.
Представить, что «Мечел», имеющий столь важное значение для страны, обанкротят, довольно сложно, однако ВТБ пока не планирует отзывать иск о банкротстве.
Государство поддержит?
Представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев заявил в конце марта, что решение о включении предприятия в список поддерживаемых нужно принимать уже после его оздоровления. Он также отметил, что и кредиторы настроены на оздоровление компании.
«Надо сначала разгрести экономику … мы собирались по «Мечелу». Самое главное — нужно отметить то, что кредиторы настроены на его оздоровление. Вот это самое важное», — сказал Трутнев.
В конце января глава Минпромторга РФ Денис Мантуров заявил, что «Мечел» войдет в список системообразующих предприятий, которым может быть оказана господдержка в рамках антикризисных мер.
Пока не ясно, как именно будут происходить процедура оздоровления компании, однако понятно, что банкротить ее целиком вряд ли будут. Возможно, только какие-то отдельные структуры. За косвенными подтверждениями данного тезиса далеко ходить не надо: в региональных арбитражных судах находятся десятки заявлений о банкротстве дочерних предприятий «Мечела».
В то же время производство по ним зачастую прекращается уже в ходе первого-второго заседания, в связи с погашением долга перед заявителями.