Власти Греции угрожают Евросоюзу сменой геополитической ориентации Сергей Лавинов
Греки угрожают Евросоюзу многочисленными неприятностями, если Брюссель под давлением ФРГ будет и дальше требовать от них продолжения политики жесткой экономии. Одна из греческих угроз – это резкий геополитический разворот в сторону России. Между тем вчера российские информагентства со ссылкой на анонимные источники в ЕС сообщили, что Брюссель не будет возражать, если Москва даст кредит Греции.
Не случайно совпадение двух событий. Так, сегодня греческий премьер Алексис Ципрас прилетает в Москву с четырехдневным рабочим визитом – самым обсуждаемым в Европе, в ходе которого он попытается помирить Россию с ЕС и заодно получить кредит. А завтра у греков не менее важный день – почти полумиллиардная выплата по кредитам МВФ. В то время, как Ципрас встречается в Москве с президентом Путиным, главный греческий ньюсмейкер – министр финансов Греции Янис Варуфакис – находится в Вашингтоне. Там в числе прочих он встретился и с директором МВФ Кристин Лагард. Он заверил мадам Лагард в том, что 9 апреля, как и значится в давно утвержденном графике выплат долга страны фонду, греки переведут на счета МВФ положенные 465 млн. евро.
Столь пристальное внимание к не очень крупной выплате Афинами во многом связано с тем, что на прошлой неделе министр внутренних дел Греции Никос Вутцис дал скандальное интервью журналу «Шпигель». В нем он пригрозил дефолтом 9 апреля, если к этому времени Афины не получат транш в размере 7,2 млрд. евро.
Эти деньги греки должны были получить больше месяца назад, но они до сих пор не поступили на счета Центробанка страны: в Брюсселе недовольны ходом греческих реформ – в этом и причина промедления. Несмотря на то, что премьер Ципрас и главный финансист Варуфакис быстро дезавуировали слова не в меру ретивого главы МВД, эффект его слова произвели громкий. Тем более что европейцы, похоже, разгадали истинный смыл демарша министра.
Большинство обозревателей европейских СМИ сходятся в том, что угроза Вутциса вряд ли была личной инициативой главного полицейского Греции. После январских парламентских выборов много говорили о молодости и неопытности нового руководства Эллады. Однако правительство Ципраса работает, как хорошо отлаженная машина. По крайней мере, пиар-кампании и пропагандистские акции оно проводит так, как будто имеет за плечами многолетний опыт руководства страной.
Кроме Вутциса ЕС «пугал» его коллега – министр иммиграции Тасия Христодулопуло, пообещавший выпустить из тюрем и лагерей для беженцев 3,5 тыс. нелегальных мигрантов и разрешить им выехать в Германию, если Брюссель будет продолжать давить на Афины и требовать от них продолжать увольнять госслужащих и снижать им зарплаты и пенсии пенсионерам.
Частью давления на ЕС является и озвученное накануне визита Ципраса в Москву намерение подать в суд на Германию с целью добиться выплат репараций за оккупацию страны во времена Гитлера. Причем причитающаяся грекам сумма, по их подсчетам, может быть просто запредельной: от 200 до более чем 300 млрд. евро. Визит Ципраса в Москву логично вписывается в эту череду мер психологического давления на ЕС.
Видимо, Греция и после 9 апреля будет играть на нервах своих европейских союзников и руководства МВФ: ведь выплаты Афин завтрашним полумиллиардом не ограничатся. 14 и 17 апреля греки должны выплатить держателям греческих облигаций в общей сложности 2,4 млрд. евро. В мае нужно будет выплатить еще около 3,8 млрд. евро: почти 1 млрд. МВФ и 2,8 млрд. по облигациям. Сделать это Афинам собственными силами будет крайне трудно, потому что ЕЦБ запретил греческим банкам увеличивать портфели греческих гособлигаций.
Одновременно греков предупредили не рассчитывать на большие деньги в Москве и не переоценивать сотрудничество с Россией. Не увлекаться дружбой с РФ и не возлагать на союз с ней слишком большие надежды советовали Ципрасу буквально все европейские газеты. Еврочиновники хотя и разрешили греческому премьеру взять кредит у России, но не скрывают своего недовольства строптивостью и независимостью Афин, граничащих, по их мнению, едва ли не с предательством и откровенным желанием расколоть ЕС в отношениях с Москвой.
Любопытно, что одним из аргументов против союза Греции и России, озвученным газетой The Financial Times, было следующее соображение: рано или поздно ситуация на юго-востоке Украины успокоится, и с России будут сняты санкции, в результате чего союз между Афинами и Москвой потеряет всякую актуальность.