В Саратове может прекратить работать городской электротранспорт, одна из причин — долги муниципального предприятия перед поставщиком электроэнергии.
Электросетевая компания ОАО «Саратовэнерго» заявила о введении со среды режима поэтапного ограничения электроэнергии муниципальному предприятию «Саратовгорэлектротранс». В марте на транспортном предприятии уже отключили ряд вспомогательных производств. Теперь энергетики намереваются обесточить подстанции, обеспечивающие работу троллейбусного маршрута № 7 «Площадь Ленина — Елшанка».
— Это вынужденная мера, связанная с ростом долга, неоднократным нарушением сроков оплаты, невыполнением обязательств договора энергоснабжения, на 7 апреля задолженность составляла 18,9 миллиона рублей, — сообщил пресс-секретарь электросетевой компании Андрей Гусев.
Информацию о закрытии троллейбусного маршрута накануне подтвердили и в городской администрации. Глава Саратова Олег Грищенко пообещал минимизировать для горожан неудобства в связи с закрытием этого и возможным сокращением других трамвайных и троллейбусных маршрутов, пустив дополнительные автобусы.
Примечательно, что величина задолженности областного бюджета перед муниципальным предприятием за перевозку льготников составляет 19 миллионов рублей. То есть равна долгу за электричество. В областном министерстве транспорта и дорожного хозяйства объясняют, что эти долги образовались в 2013-2014 годах, их погашение было предусмотрено в областном бюджете.
— Сейчас по поручению губернатора лимиты открыты, в ближайшее время деньги будут перечислены, — сообщил корреспонденту «РГ» начальник управления по развитию транспортного комплекса министерства Петр Пестичев.
Так что, в этот раз до остановки электротранспорта дело, по-видимому, не дойдет. Надолго ли эта отсрочка, непонятно. Только по кредитам, которые брались на текущие расходы, или как выражаются чиновники «на затыкание дыр», «Саратовгорэлектротранс» должен 100 миллионов рублей. Из 214 трамвайных вагонов предприятия 186 работает более 20 лет, при установленном сроке эксплуатации в 16 лет, немногим лучше ситуация с троллейбусами. Из-за использования старого подвижного состава, как считают в мэрии, расходы на энергопотребление у предприятия колоссальные. Тем не менее, в городской администрации утверждают, что банкротство организации пока не грозит, хотя нужен комплекс мер по сокращению издержек.
При этом за последние десятилетия в Саратове не построено ни одного километра трамвайных путей. Сеть городского электротранспорта, как трамваев, так и троллейбусов, только сокращалась.
В 2011 -2012 годах муниципалитет демонтировал трамвайные пути на улицах Радищева, Горького, Кутякова и Большая Горная. Чиновники объяснили необходимость таких действий … борьбой с пробками. Вместо трамвая пустили автобусы. Примерно в это же время муниципалитет выступил с инициативой убрать трамвайные пути из Мирного переулка, где сходится несколько маршрутов, которые связывают центр с Ленинским и Заводским районами, там проживает более половины жителей Саратова. Кольцо трамвая чиновники хотели перенести на несколько кварталов. Таким образом, пассажирам пришлось бы добираться это расстояние пешком или пересаживаться на маршрутки.
Руководство города постоянно жалуется на недостаток средств в городском бюджете, который и не позволяет оказывать поддержку муниципальному электротранспортному предприятию, за три последних года она сократилась в два раза. Однако получается действия по сокращению сети электротранспорта, прежде всего, на руку владельцам автобусов и микроавтобусов, на долю которых уже приходится две трети пассажиропотока общественного транспорта.
Причем Саратов единственный областной центр в Приволжском федеральном округе и один из немногих крупных городов в стране, где по данным Росприроднадзора состояние атмосферы характеризуется очень сильной степенью загрязнения. А основную лепту в загрязнение воздуха вносит, по мнению экспертов, как раз автомобильный транспорт. Казалось, в таких условиях муниципальная власть должна сделать все возможное для расширения доли электротранспорта в городе, однако у чиновников, как видно, другие приоритеты.
Мнение
Дмитрий Федотов, заместитель главы администрации Саратова:
— Понятно, что электротранспорт должен прикрывать основные направления в городе. В тоже время, я считаю, что он должен развиваться не экстенсивно за счет увеличения числа маршрутов, а прежде всего за счет улучшения качества обслуживании и скорости движения.