Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко заявил, что Moody’s понизил рейтинг Украины, опасаясь неудачного завершения переговоров по вопросу реструктуризации госдолга страны.
Украинские эксперты, опрошенные РИА Новости, не удивлены решением Moody’s снизить рейтинг Украины: агентство весьма обоснованно опасается дефолта страны в случае провала переговоров о реструктуризации долгов.
Вместе с тем эксперты надеются, что дефолта удастся избежать, отмечая, что у Киева уже был опыт успешных переговоров с международными кредиторами.
Международное рейтинговое агентство Moody’s ранее в среду понизило суверенный кредитный рейтинг Украины с «Caa3» до «Ca», сохранив негативный прогноз по нему.
Агентство объяснило свое решение различными опасениями, связанными с планами Киева реструктурировать внешние долги. Сохранение негативного прогноза по рейтингу отражает ожидания Moody’s, что внешний долг страны все равно останется высоким.
Еще не юридический, но уже фактический дефолт
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко напомнил, что сейчас правительство Украины по требованию МВФ ведет переговоры о реструктуризации внешних долгов со сроком погашения в 2018 году. Переговоры, начатые в середине марта, идут тяжело.
«До конца июня 2015 года Украина должна эту процедуру завершить. Понятно, что переговоры идут сложно, что кредиторы не все горят желанием сейчас же немедленно все реструктурировать», — сказал он.
«Рейтинговое агентство, знаю всю эту информацию, снизило рейтинг с опасением, что переговоры могут завершиться не так, как хотелось, и может получиться, что какая-то часть кредиторов откажется провести реструктуризацию», — пояснил эксперт.
Он отметил, что это не стопроцентный риск, но такая вероятность есть. Переговоры идут в закрытом режиме, и их результат прогнозировать сложно. Были заявления, что кредиторы предлагают списать часть долгов, но неясно, насколько они на это готовы, отметил Охрименко. «Очень может быть, что списания не получится», — считает он.
«Рейтинговые агентства можно понять. Они действительно опасаются, что какая-то часть кредиторов откажется. Тогда это будет де юре дефолт. Де факто дефолт уже есть. Процесс реструктуризации означает, что Украина фактически объявила технический дефолт. Все превосходно понимают, что даже замена одних еврооблигаций другими — это технический дефолт согласно всем международным правилам. Так что тут удивляться не приходится. Рейтинговые агентства упреждают риск неудавшейся реструктуризации», — сказал эксперт.
Он напомнил, что уже в апреле Украине надо погасить 750 миллионов долларов по евробондам государственного Укроэксимбанка. «Если они не реструктурируют, то это уже будет полный дефолт», — отметил Охрименко.
Надежда есть всегда
В то же время эксперты отмечают, что у Киева есть надежда договориться с кредиторами и избежать дефолта.
В частности, Охрименко напомнил, что для Украины это не первый опыт реструктуризации долгов, приведя в пример успешные переговоры 1999 года.
«Тогда удалось договориться с держателями бумаг выпустить так называемые конверсионные облигации (облигации с компромиссной ставкой процента, которые при наступлении определенных условий можно обменять на бумаги с более высокой доходностью — ред.) Это был компромисс по процентам, по суммам, по гарантиям. Это был идеальный вариант», — сказал он.
Охрименко напомнил, что правительство Украины начало выкупать эти облигации через три года после выпуска, когда ситуация в экономике стабилизировалось, и они без проблем были погашены.
«Поэтому, если где-то выпадет альтернатива конверсионных, компенсационных облигаций в рамках компромисса, это было бы замечательно. Но нужно по всем (кредиторам — ред.) Потому что тогда со всеми договорились. Было сложно, но нашли общий компромисс. Это идеальный вариант, надеемся, что получится в этот раз тоже», — сказал эксперт.
Исполнительный директор международного фонда Блейзера Олег Устенко соглашается, что дефолта Украины можно избежать, хотя его шансы высоки.
«Многое зависит от того, насколько активно правительство, парламент будут осуществлять экономические и структурные реформы, насколько будут способны контролировать дефицит системы государственных финансов и не выходить за объявленный параметр в 8%, который был оговорен с МВФ. Многое зависит от того, будет ли удовлетворен МВФ и будет ли продолжена программа», — сказал Устенко.
Экономист отметил, что в сложившейся ситуации Украина не смогла бы обойтись без помощи МВФ. «Это просто необходимое условие, чтобы ввести ситуацию в более контролируемое русло», — отметил он.
При этом Устенко также не берется прогнозировать итог переговоров с кредиторами. «Реструктуризация долга — это всегда вопрос переговорный. Насколько он будет успешным, в самом начале этого процесса никто сказать не может», — сказал эксперт.