Банк России планирует в ближайшие три месяца представить правительству модель санации негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Уже на начальном этапе обсуждения проекта регулятор столкнулся с проблемами. Ключевой вопрос — как санировать фонды, владельцы которых не согласны на эту процедуру. В банках ЦБ имеет право размыть долю акционеров практически до нуля, но в отношении НПФ таких полномочий у регулятора нет.
О том, что в первом полугодии Банк России планирует представить правительству механизм санации негосударственных пенсионных фондов, в пятницу в кулуарах VI Пенсионного конгресса сообщил первый зампред ЦБ Сергей Швецов. «Мы делаем юридическую модель санации, получается сложно, анонсировать пока не готовы»,— уточнил он. Идея создания такого механизма впервые обсуждалась в середине февраля на закрытом совещании представителей крупнейших банков с главой ЦБ Эльвирой Набиуллиной и первым зампредом ЦБ Алексеем Симановским. Речь идет о том, чтобы на законодательном уровне дать возможность пенсионным фондам, не сумевшим вступить в систему гарантирования накоплений из-за нехватки средств на выполнение обязательств, присоединяться к НПФ, прошедшим проверку ЦБ.
Впрочем, уже на этапе обсуждения идеи санации НПФ Банк России столкнулся с рядом затруднений. Так, механизм оздоровления НПФ нельзя создать по модели банковской санации, что связано со сложностью определения обязательств НПФ. Если обязательства по банковским вкладам четко закреплены в договорах (взнос плюс проценты), то в договорах обязательного пенсионного страхования конечная сумма обязательств фонда не фиксируется. Пенсионные накопления постоянно инвестируются, и в зависимости от колебаний рынка их инвестиционный доход может падать и расти. По законодательству гражданам гарантируется номинал, то есть сумма взносов, внесенная работодателем на пенсионное обеспечение. «Компенсировать надо номинал взносов, то, что гарантируется законом»,— считает гендиректор НПФ «Национальный» Светлана Касина. «В первую очередь надо ориентироваться на законодательство; было бы справедливо компенсировать номинал и инвестиционный доход, полученный за срок, кратный пяти годам»,— возражает председатель совета НПФ «Европейский» Евгений Якушев. Напомним, если гражданин не меняет фонд в течение пяти лет, то накопленный инвестдоход гарантируется клиенту (если он решит сменить фонд, то НПФ обязан передавать выбранному НПФ и номинал, и доход). Как заявили “Ъ” в Агентстве по страхованию вкладов (АСВ), при санации НПФ может быть зафиксирован размер обязательств перед застрахованными лицами либо на 31 декабря предыдущего года, либо на дату назначения пенсии.
Кроме того, по словам господина Швецова, «при согласии на санацию со стороны действующих владельцев фонда картинка складывается, а в отсутствие согласия пока не вырисовывается схема». Дело в том, что в случае с банковской санацией капитал банка принудительно списывают до символического 1 руб., далее санатор проводит дополнительную эмиссию акций банка, размывая доли прежних акционеров практически до нуля. «Ничто не препятствует внести изменения в законы о банкротстве и НПФ, чтобы применять подобный алгоритм на пенсионном рынке. Для этого должны быть установлены объективные критерии, в каких случаях могут применяться указанные меры»,— утверждает партнер компании «Яковлев и партнеры» Игорь Дубов. По словам руководителя банковской практики «Пепеляев групп» Лидии Горшковой, для банков главный критерий — это невозможность исполнить обязательства перед клиентами. Однако пенсионное накопление — это процесс долгий, и срок исполнения обязательств может наступить через несколько десятков лет. «На пенсионном рынке также есть сигналы, свидетельствующие о повышенных рисках нехватки активов для выполнения будущих обязательств. Это может быть, например, отзыв лицензии у банка, в котором у НПФ был открыт депозит, или покупка фондом разрешенного, но не обеспеченного на взгляд ЦБ актива»,— полагает гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов.
Как заявили в АСВ, эффективный механизм санации системно значимых НПФ возможно создать только при условии привлечения финансирования за счет средств АСВ, ЦБ, бюджета по той же модели, как это происходит у банков. Предоставление такого финансирования подразумевает переход контроля над санированным фондом к АСВ и инвесторам, которые профинансировали мероприятия по предупреждению банкротства, то есть перераспределение долей в капитале. Решить эти задачи можно только законодательным путем. В ЦБ допускают внесение изменений в законодательство.