Спор «Мазды» с налоговиками начался в 2013 г., после того как налоговая инспекция № 49 по Москве провела проверку за 2008-2009 гг. и решила, что компания завысила убытки, рассчитывая базу по налогу на прибыль за 2009 г. Налоговики решили, что дистрибутор намеренно завышал закупочные цены на автомобили Mazda и завершил год с убытком большим, чем мог бы, — 1,36 млрд руб.
«Мазда мотор рус» импортирует автомобили Mazda в Россию и поставляет их официальным дилерам. В 2009 г. она закупила у Mazda Motor Logistics Europe N. V. автомобилей на 21,2 млрд руб., а заработала на их продаже лишь 20 млрд руб. — в связи с «неблагоприятной ситуацией на российском авторынке, вызванной мировым финансовым кризисом, значительным падением покупательского спроса и иными факторами», гласят судебные материалы.
Налоговики решили, что прибыль выведена за рубеж, проверив цены по сделкам с иностранным поставщиком автомобилей на рыночность. Налоговая сравнивала их не с ценами, сложившимися на рынке по идентичным (т. е. с ценами между дистрибуторами других марок и их поставщиками), а с ценами последующей продажи. Кассация посчитала, что нижестоящие инстанции не исследовали вопрос обоснованности неприменения налоговиками первого метода, и отправила дело на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суды пришли к выводу, что идентичных автомобилей на уровне оптовой закупки у иностранных производителей нет: речь об отношениях внутри эксклюзивного канала оптовых поставок авто конкретного бренда. В результате суд посчитал правомерным применение метода последующей реализации для определения цен по сделкам «Мазды» с иностранным поставщиком и отказал ей в удовлетворении требований.
Ситуация возникла во время кризиса 2009 г., когда производители стремились сохранить дилерскую сеть и покупателей, для чего и снижали цены на машины, продавали их ниже закупочной, себе в убыток, — сейчас это может повториться, говорит советник налоговой практики юрфирмы «Самета» Роман Денисов. Теперь автопроизводители будут действовать с оглядкой на имеющиеся судебные акты, полагает юрист: они уже переходят на систему предварительных заказов вместо скидок (см. врез).
Представитель «Мазды» не смог ответить, будет ли компания обжаловать решение суда. «Мы уверены в собственной правоте и готовы отстаивать свою точку зрения», — говорил в январе «Ведомостям» гендиректор компании Йорг Шрайбер. Пресс-служба ФНС на запрос «Ведомостей» вчера не ответила. Инспекция скорректировала цену сделок «Мазда мотор рус» и уменьшила расходы дистрибутора, учитываемые при налогообложении прибыли, руководствуясь нормами Налогового кодекса, говорил ранее «Ведомостям» сотрудник налогового органа.