«Антиофшорный» закон, вступивший в силу с 1 января, дает возможности для налогообложения таких фирм. Эксперты предложили властям отказаться от поддержки компаний с участием офшорного капитала — субсидирования затрат по кредитам, предоставления госгарантий и льгот по налогам на имущество и прибыль. Кроме того, целесообразно проверить, насколько эффективны уже поддержанные проекты, и впредь заключать договоры только с теми, у кого нет корней в офшорных зонах. Предлагается ограничить доступ «островных» фирм к госзаказу.
— В настоящее время в реализации инвестпроектов в регионе участвует 15 организаций с офшорной подконтрольностью. За 2012 и 2013 годы их доходы составили по 16 миллиардов рублей, а объем господдержки — три миллиарда, то есть около 60 процентов от общей суммы предоставленных тогда льгот. А в виде налогов от указанных организаций (с учетом сумм, возмещенных из бюджета) в это время было перечислено лишь 62 миллиона рублей, — сообщил начальник контрольного отдела УФНС по Воронежской области Виктор Акамсин.
В 2011-2013 годах с компаниями, «укорененными» в офшорных зонах, были заключены государственные и муниципальные контракты на сумму свыше пяти миллиардов рублей. Основная сумма пришлась на две структуры, выполняющие социально значимые функции: «Воронежскую энергосбытовую компанию» (4,8 миллиарда) и «Росводоканал-Воронеж» (307 миллионов). Причем налоговая нагрузка ВЭСК была гораздо ниже, чем в среднем по отрасли. Если у данных организаций возникнут трудности, найти владельцев бизнеса и заставить их возместить абонентам ущерб будет, скорее всего, проблематично.
Между тем к началу 2015 года количество фирм с офшорной юрисдикцией, действующих в Воронежской области, уменьшилось почти на десять процентов — до 112-ти. Это произошло за счет того, что одни компании снялись с налогового учета, другие вывели «островные» структуры из состава учредителей.
— Основная часть учредителей (владельцев) данных организаций зарегистрирована в трех офшорных зонах: на Кипре (65 процентов), Британских Виргинских островах (13 процентов) и в Нидерландах (11 процентов). Всего в Воронежской области «засветилось» восемь офшорных зон, среди них Белиз, Бермуды, Сейшельские острова, Лихтенштейн и специальный административный район Макао Китайской Народной Республики, — добавил Виктор Акамсин.
УФНС проверило около 40 компаний с офшорными корнями. Это позволило доначислить в бюджет почти 245 миллионов рублей
Сегодня чуть менее трети учтенных в Воронежской области организаций офшорного происхождения не ведет никакой деятельности, каждая пятая в 2012-2013 годах показывала убытки, пять фирм в процедуре банкротства. Их общая задолженность по налогам превышает 150 миллионов рублей. В то же время, если сравнить налоговую нагрузку этих организаций с бременем их коллег по отрасли из других регионов, станет ясно, что «воронежцам» повезло.
Откуда в таком случае берутся долги и убытки, налоговики интересуются регулярно. За минувшие два года УФНС проверило около 40 компаний с офшорными корнями. Это позволило доначислить в бюджет платежи почти на 245 миллионов рублей, уменьшить в целях налогообложения убытки фирм на 777 миллионов и предотвратить возврат НДС на сумму свыше 51 миллиона рублей.
Схемы ухода от налогообложения были обнаружены в последнее время, в частности, в работе одного из крупнейших налогоплательщиков — производителя пищевых продуктов, чей учредитель зарегистрирован на Кипре и имеет «бермудские» корни. Этой-то фирме воронежское предприятие и ухитрилось задолжать, беря займы у сестринских компаний. На деле же убытки оказались на 535 миллионов меньше, а в бюджет пришлось доплатить налоги на сумму 95 миллионов рублей. Аналогичную схему применяли три сахзавода, им доначислили более десяти миллионов рублей.
К слову, налоговая нагрузка у воронежских производителей сахара в разы ниже той, что имеют предприятия пищепрома в среднем по России. В консолидированный бюджет Воронежской области от одного сахзавода в 2013 году поступило около 30 миллионов рублей в год, в Липецкой — 45, в Тамбовской — 55.
А как у соседей
Дефицит бюджета Белгородской области в 2015 году попытаются погасить за счет новых законных налоговых поступлений. Об этом, выступая с традиционным ежегодным посланием к облдуме, заявил глава региона Евгений Савченко. Он напомнил, что главный финансовый документ сформирован с дефицитом в шесть миллиардов рублей, и в эту сумму включены те расходы, которые сократить уже нельзя.
— Значит, мы должны развивать экономический потенциал области и резко повысить налоговую дисциплину, — заявил губернатор, по данным которого региональная казна ежегодно недополучает десять миллиардов рублей. — Приведу примеры. Торговые компании уменьшают прибыль предприятий. Так, в прошлом году в регионе было произведено 400 тысяч тонн сахара, но когда мы проанализировали отпускную стоимость каждого килограмма, оказалось, она занижена на 10-15 рублей. Это значит, прибыль сахзаводов было уменьшена на четыре миллиарда. Сколько недополучит бюджет, тоже легко посчитать — около 800 миллионов рублей.
В числе других потерь Евгений Савченко назвал «теневой» бизнес, уплату налогов в другие регионы (в том числе депутатами облдумы, которые «получают жалование не в Белгородской области»), а также огромный рынок нелегальных финансовых услуг: когда и люди, и бизнес заимствуют средства друг у друга под расписку.