Банки-кредиторы все активнее пытаются обанкротить авиакомпанию «ВИМ-Авиа». Вслед за ВТБ иск об этом планирует подать крупнейший кредитор — Сбербанк, долг перед которым превышает 4,3 млрд руб. То, что «ВИМ-Авиа» оказалась среди немногих российских авиакомпаний, показавших рост в январе, не убедило кредиторов в ее платежеспособности. Но Росавиация уговорила банки не предпринимать активных действий, пока чиновники сами не оценят финансовое положение перевозчика.
Сбербанк планирует подать в суд заявление о банкротстве авиакомпании «ВИМ-Авиа», сообщили источники «Ъ». В банке подтвердили факт рассылки соответствующих уведомлений в отношении перевозчика и авиакомпании «Русское небо» (поручитель по долгам «ВИМ-Авиа», аффилирована с ней, в конце 2014 года Росавиация приостановила действие сертификата эксплуатанта компании). Долг «ВИМ-Авиа» перед Сбербанком превышает 4,3 млрд руб. Источник «Ъ», близкий к нему, пояснил, что «ВИМ-Авиа» перестала обслуживать кредит в апреле 2014 года, «не предпринимает попыток урегулировать ситуацию, наращивает долги и проводит неочевидные с точки зрения экономической обоснованности операции с ценными бумагами».
«ВИМ-Авиа» подконтрольна Светлане и Рашиду Мурсекаевым, парк — десять Boeing 757-200, четыре Airbus 319-111, выполняет рейсы из Домодедово по России и за рубеж. В 2014 году перевезла 1,6 млн человек (рост на 16%, 11-е место в России).
Долг «ВИМ-Авиа» перед Сбербанком еще не подтвержден судом, но изменения, внесенные в законодательство в конце 2014 года, позволяют требовать банкротства и до этого. Партнер адвокатского бюро «Инфра Лекс» Артем Кукин пояснил, что таким образом заявитель может сэкономить как минимум полгода и повысить шансы на успешный возврат средств. При этом Сбербанк уже получил ряд судебных решений о взыскании долга с поручителей — бенефициаров компании Светланы и Рашида Мурсекаевых, уточняет источник «Ъ». В банке говорят, что подали иск о взыскании 700 млн руб. с гендиректора авиакомпаний «Башкортостан» (также поручитель по долгам «ВИМ-Авиа», в процессе банкротства) и «Русское небо» Евгения Сюкрева. Сбербанк также считает необходимым провести расследование в отношении сделок, совершенных гендиректором «ВИМ-Авиа» Александром Кочневым, и, возможно, супругов Мурсекаевых. Источники «Ъ» утверждают, что банк может возбудить исполнительное производство, арестовать имущество господ Мурсекаевых и закрыть им выезд за границу.
В «ВИМ-Авиа» не стали комментировать отношения с банками-партнерами, но уверяют, что проблемы с кредиторами не повлияют на работу компании. С точки зрения производственных показателей она на фоне других участников рынка выглядит не так уж плохо — при общем падении перевозок в январе на 1,3% у «ВИМ-Авиа» рост составил 53,4% (до 107 тыс. человек). Источники «Ъ» на рынке полагают, что это произошло в первую очередь за счет пассажиров сокращающей полеты «ЮТэйр».
Пока попытки кредиторов обанкротить «ВИМ-Авиа» не увенчались успехом даже в случае подтверждения долга судом. Так, в середине января соответствующий иск подавал ВТБ (см. «Ъ» от 23 января), но суд отказался принять его, хотя апелляционная инстанция подтвердила взыскание с авиакомпании $1,8 млн задолженности по кредитам банка, действует и решение о взыскании еще $970 тыс. (в ВТБ отказались от комментариев).
В Росавиации «Ъ» сообщили, что в пятницу ситуация в «ВИМ-Авиа» обсуждалась на специальном совещании с участием представителей авиакомпании, Сбербанка и ВТБ. По итогам ведомство решило провести собственную оценку финансового положения перевозчика. С банками достигнута договоренность не предпринимать резких действий против авиакомпании вплоть до окончания проверки, по итогам которой состоится повторное совещание.