ЦБ будет требовать информацию о всех движениях денежных средств. Данные по платежам должны будут предоставляться согласно классификатору, разработанному для каждого типа небанковских финансовых организаций, в том числе по признакам резидент — нерезидент, физическое лицо — юридическое лицо, следует из документа. Сейчас контроль за сомнительными операциями осуществляет Росфинмониторинг, но ему предоставляется отчетность не обо всех операциях.
«Вводится принципиально новая отчетность, например сведения о вложениях в выпущенные нерезидентами ценные бумаги (портфельные инвестиции), отчет о движении иностранных активов и пассивов, по ценным бумагам и т. д.», — перечисляет заместитель гендиректора БКС по внутреннему контролю Татьяна Хмелевская.
«Мы участвуем в обсуждении проекта, а в декабре получили запрос о предоставлении тестовой отчетности», — говорит заместитель гендиректора страховой компании «Согласие» Юлия Шумилова. «Проект уже был обсужден с профсообществом, прошел проверку на антикоррупционную составляющую и сейчас дорабатывается», — знает директор саморегулируемой организации НП «МиР» Андрей Паранич.
ЦБ планирует опубликовать проект 1 апреля, говорится в сообщении ЦБ. «Если мы правильно трактуем порядок, то первый отчет должны сдать за июль, а с 1 апреля нам необходимо внедрить систему кодирования каждой операции, идентификации плательщика или получателя денежных средств, сбора и фиксации иных данных об операциях», — говорит Шумилова.
Подготовка новой отчетности потребует серьезной доработки учетных систем и станет дополнительной нагрузкой на бэк-офис, сетуют Шумилова и Хмелевская.
Что ЦБ может обнаружить в новой отчетности, его представитель не уточнил. «Никаких ужасов, противоправных действий ЦБ таким образом не найдет, время и затраты на новую отчетность посильны не всем МФО, особенно региональным и мелким (а таких 80%)», — говорит Паранич. «Мы не совсем понимаем, какие выводы регулятор сможет сделать из такого агрегированного отчета без дополнительных расшифровок, которые будут предоставляться страховщиками только по специальным запросам», — сомневается Шумилова.
Фиктивное страхование или перестрахование, когда страховая премия искусственно завышается и потом уходит в перестрахование через цепочку компаний в офшоры, привел пример сомнительной операции гендиректор «Эксперт РА» Павел Самиев, отметив, что доля таких операций сейчас падает.