«Я не знаю, что он предложил, но этого оказалось недостаточно для кредиторов – ни для «Благосостояния», ни для Сбербанка, ни для Промсвязьбанка, ни для «Глобэкса», — заявил Ноготков.
Компания Олега Малиса выкупила у «Онэксима» права требования по кредиту на 120 млн долларов, выданным Trellas, холдинговой компании для группы «Связной» и других активов Максима Ноготкова. Помимо Solvers, кредиторами компаний Ноготкова являются Сбербанк, банк «Глобэкс», Промсвязьбанк и Московский Кредитный Банк. Залогом по кредитам выступают как Trellas, так и отдельные операционные компании, созданные бизнесменом: сеть мобильных салонов «Связной», ювелирный ритейлер Pandora, онлайн-ритейлер Enter.
До недавнего времени кредитором «Связного» был НПФ «Благосостояние». Однако в январе фонду удалось взыскать 15% Trellas в качестве залога по кредиту на 3,5 млрд рублей. Этот факт спровоцировал публичный скандал – Олег Малис в интервью «Коммерсанту» обвинил Ноготкова в сговоре с кредиторами и нежелании отдавать 51% Trellas новому кредитору. Он говорил, что НПФ «Благосостояние» взыскал свой долг через аукцион, к организации которого есть много вопросов – начиная с единственного участника и заканчивая объявлениями о его проведении, расклеенными на столбах в Амстердаме, что не может считаться надлежащим уведомлением всех сторон. Ноготков на это заявил. что его интереса во всем этом нет, согласившись с тем, что оценка на голландском аукционе была занижена. «Если кредиторы продолжат воевать друг с другом вместо достижения договоренности, да, я всего лишаюсь и финансово мне все равно, достанутся активы группы Олегу Малису или другим кредиторам», — сказал Ноготков.
Малис заявил, что смена собственника ГК «Связной» до сих пор не произошла из-за скоординированных действий Ноготкова и кредиторов — Промсвязьбанка и НПФ «Благосостояние», пытающихся приостановить переход прав собственности. «Мы считаем, что есть сговор между Промсвязьбанком, «Благосостоянием» и Максимом Ноготковым. Причем роль Максима Ноготкова заключается в том, что он нам держит руки, а эти двое по карманам шарят: пока нас тормозят на Кипре, банк и НПФ используют ситуацию как дефолт и забирают активы», – утверждал владелец Solvers.
Ноготков в интервью РБК отверг обвинения Олега Малиса в сговоре с ее кредиторами. «Самым важным для меня является сохранение компаний, которые я строил почти 20 лет», — сказал предприниматель.
Малис также утверждал в интервью «Коммерсанту», что накануне Нового года Ноготков отозвал распоряжение о передаче 51% акций Trellas группе Solvers. «Ноготков заявил, что препятствовал переводу прав собственности, следуя инструкциям кредиторов», – пишет Малис в письме кредиторам, разосланном 23 января. Так ли это, РБК выяснить не удалось: исполнительный директор НПФ «Благосостояние» Юрий Новожилов и глава Sberbank Merchant Bank (кредитор Pandora) Оскар Рацин отказались от комментариев, как и банк «Глобэкс». А президент Промсвязьбанка Артем Костандян и владелец МКБ Роман Авдеев заверили РБК, что не давали никаких указаний Ноготкову.
«Учитывая опасность действий Олега с точки зрения сохранности активов группы и соблюдения интересов всех кредиторов, я отозвал передаточное распоряжение», — признал бизнесмен. Он объяснил свои действия целым рядом причин: «Во-первых, есть Александр Малис, брат Олега, который управляет «Евросетью». «Евросеть» и так принадлежит двум операторам («ВымпелКому» и «МегаФону» — прим. РБК). Мы глубоко убеждены, что эти операторы действуют на рынке согласованно, и считаем это ненормальным. Мы активно боролись с этим в прошлом году, писали заявления в ФАС, но не получили поддержки. Если сейчас кроме «Евросети» в интересах этих операторов начнет действовать еще и «Связной» на уровне братской помощи без возможности формального контроля ФАС, на рынке образуется бесконтрольный игрок с реальной долей рынка в мобильных телефонах около 55%. Это вредно и опасно для потребителей. Я рад, что ФАС обратила на это внимание. Кроме того, Малис отказался делать сделку по Связному Банку, по которой мы уже получили предоплату».
В ближайшее время суд Кипра решит, когда и при соблюдении каких условий Олег Малис сможет реализовать свое право, заявил Ноготков.