Первые сообщения о финансовых трудностях «ЮТэйра» начали появляться еще в мае прошлого года. Газета «Коммерсант» сообщила тогда, что на конец марта краткосрочный долг авиакомпании составил 47,6 миллиарда рублей, долгосрочный — 20,3 миллиарда рублей, и если «ЮТэйру» не оказать поддержку извне, долг может стать невозвратным.
Авиакомпания «ЮТэйр» связывала свое сложное финансовое положение с ослаблением курса рубля и общей ситуацией с рынком авиаперевозок. В свою очередь, топ-менеджер одного из крупных российских аэропортов сказал РИА Новости, что у компании серьезные долги перед контрагентами, насчитывающие сотни миллионов рублей.
По словам источника, проблемы возникли из-за разницы курса валют — «Ютэйр» получает деньги в рублях, а расплачивается за самолеты в долларах. Финансовое положение перевозчика ухудшила также и ситуация на туристическом рынке, который в настоящее время переживает серьезный упадок.
Судебные претензии
Вслед за новостями о финансовых трудностях компании последовали сообщения о судебных претензиях к «ЮТэйру». Первый крупный иск к компании был зарегистрирован в ноябре 2014 года — ОАО «Банк Балтийское Финансовое Агентство» потребовало с перевозчика 603,5 миллиона рублей задолженности по кредитному договору. Затем аналогичное заявление на 11,8 миллионов долларов подал Альфа-банк, при этом арбитраж Москвы удовлетворил заявление кредитора об аресте данных денежных средств в качестве обеспечительных мер.
Вскоре некоторые контрагенты авиакомпании начали подавать заявления о банкротстве «Ютэйра». В декабре 2014 года генеральный директор перевозчика Андрей Мартиросов отметил, что «подача иска о банкротстве — стандартный прием, которым пользуются кредиторы, имеющие, часто, малый размер задолженности». Мартиросов подчеркнул тогда, что «наличие подобных претензий не отразится на производственной деятельности компании».
При этом Альфа-банк продолжил заявлять к «Ютэйру» крупные иски, подав в общей сложности 10 исков о взыскании с авиакомпании около 60 миллионов долларов и около 118 миллионов рублей. В конце января в банке отметили, что продолжат «действия, направленные на взыскание просроченной задолженности в том числе, включающие и аресты летного имущества компании».
Варианты спасения
Еще в сентябре 2014 года источники РИА Новости сообщили, что правительство ищет варианты спасения авиакомпании. При этом отмечалось, что есть два таких варианта. Первый — передача перевозчика в управление «Аэрофлоту», с последующей оптимизацией маршрутной сети и парка. Второй – выдача компании крупного кредита под госгарантию. Все источники агентства сошлись во мнении, что остановка деятельности авиакомпании не рассматривается.
В свою очередь, вице-премьер РФ Аркадий Дворкович в конце января сообщил, что «ЮТэйр» запросил у правительства РФ госгарантии в размере около 40 миллиардов рублей. Однако Дворкович тогда же отметил, что говорить об окончательных параметрах поддержки преждевременно.
Во вторник «Ведомости» сообщили, что инвесторы готовы предоставить перевозчику 25 миллиардов рублей: 11 миллиардов пойдут на погашение задолженности перед контрагентами, а оставшейся суммой «Ютэйр» расплатится с банками и держателями облигаций.
Внутри авиакомпании также пытаются найти возможности для преодоления финансовых трудностей, используя при этом логичный в условиях кризиса способ — сокращения. В октябре 2014 года пресс-служба авиаперевозчика сообщила, что в период осенне-зимней навигации 2014-2015 годов «Ютэйр» намерена сократить 20% рейсов и 10% персонала. Таким образом «Ютэйр» хочет сэкономить до 5 миллиардов рублей. До конца 2015 года фирма также планирует сократить производственные расходы на 10 миллиардов рублей.
Общая сумма задолженности авиакомпании «ЮТэйр» перед кредиторами, по ее собственным данным, на середину декабря 2014 года составляла 167 миллиардов рублей. В декабре генеральный директор «Ютэйра» выразил надежду на то, что трудности носят временный характер и в ближайшее время ситуация с перевозчиком стабилизируется.
Необходимая помощь
Тем не менее, пока число исков, поступающих к «Ютэйру», ежедневно растет прямо на глазах. Круг заявителей, которые просят взыскать задолженность с перевозчика, постоянно расширяется. Например, в пятницу арбитраж Санкт-Петербурга зарегистрировал иск банка «Россия» на 355,1 млн руб. До этого банк не имел каких-либо претензий к компании.
Кроме того, вышестоящие суды отказывают в требованиях авиаперевозчика о снятии ареста с его имущества и денежных средств. Поэтому если государство дистанцируется от проблем авиакомпании, то, скорее всего, ее ждет скорое банкротство.