ЦБ уличил 300 банков в превышении лимитов по кредитованию

Госдума приняла закон о докапитализации банков на 1 трлн руб

По оценке Банка России, примерно 300 банков кредитуют связанных заемщиков в большем объеме, чем разрешено регулятором. Об этом сообщил первый зампред ЦБ Алексей Симановский

Первый заместитель председателя Банка России Алексей Симановский
Госдума приняла закон о докапитализации банков на 1 трлн руб. Спецпроект

Банк России сделал оценку объема кредитования банками связанных заемщиков в конце 2013 года, примерно у 300 банков этот показатель превышает разрешенный уровень в 25% от капитала, сказал Симановский журналистам во вторник, 3 февраля. ​​Симановский уточнил, что формально эти банки выполняют норматив Н6 (регулирует риск на одного заемщика или группу связанных заемщиков, должен быть не больше 25% от капитала), но по сути риски у них выше. По словам Симановского, речь идет в основном о небольших и средних банках, однако среди них есть и банки из первой сотни. Риски у некоторых из них выше оптимального уровня в 2–3 раза, уточнил он.

С 1 января 2016 года меняется методология расчета норматива, регулирующего риск на связанных заемщиков. Для его расчета ЦБ добавит новые юридические и экономические критерии связанности заемщиков в группу, которые раньше носили рекомендательный характер.

Также вводится дополнительный норматив – Н25, который будет ограничивать кредитование связанных именно с банком лиц уровнем 20% от капитала. При этом Н25 будет рассчитываться как по группе связанных с банком лиц, так и по отдельным лицам.

Ранее аналитики S&P говорили, что новым требованиям Банка России по ограничению кредитования связанных сторон не смогут соответствовать 25% банков. Подстроиться под новые ограничения будет сложно: для некоторых частных банков кредитование связанных сторон является основой их бизнес-модели, и одномоментно ее не изменишь, говорила ранее старший аналитик Moody’s Ольга Ульянова. «Кредитование связанных сторон всегда было весьма распространено среди российских банков, что стало одним из факторов, обусловивших дефолты большинства частных банков во время кризиса 2008–2009 годов», – говорила она. Тяжелее всего подстроиться будет небольшим банкам, отмечали в S&P. «Ужесточение правил, скорее всего, приведет к изменению бизнес-модели многих банков и, возможно, поставит под сомнение даже самый смысл существования небольших банков. Если же регулятор будет в полной мере следовать заявленным принципам, это может стать фактором фундаментального структурного изменения российского банковского сектора», – говорилось в обзоре S&P, который был выпущен в ноябре 2014 года.

Примеры масштабных схем по выдаче кредитов связанным сторонам были в Межпромбанке, у которого ЦБ отозвал лицензию в 2010 году, и в Банке Москвы, который подпал под санацию в 2011 году. Свыше 90% своих кредитов Межпромбанк выдавал аффилированным сторонам. Глава ВТБ, который санирует Банк Москвы, Андрей Костин неоднократно заявлял о том, что этот банк активно кредитовал аффилированные с Андреем Бородиным (бывший президент и один из собственников Банка Москвы) структуры. Похожая проблема была и у Мособлбанка, который в мае 2014 года подпал под санацию. «Львиная доля корпоративных кредитов – это кредиты самим себе», – рассказывал в интервью РБК предправления проводящего санацию СМП Банка Дмитрий Калантырский.

 

Источник: РБК

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Exit mobile version