Крупные туроператоры решили закрыть свои филиалы в регионах

Туркомпании, работающие в секторе выездного туризма, оптимизируют свою деятельность, сообщили в Ассоциации туроператоров России (АТОР). В частности, крупные игроки рынка закрывают свои филиалы в регионах.

«Речь идет не о приостановках деятельности, а сокращении числа юридических лиц», — рассказала «РГ» исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. В этом году, прогнозируют эксперты, количество компаний может сократиться на треть. В конце 2014 года в сфере выездного туризма работало 1,6 тысячи юридических лиц, в нынешнем году их может остаться около тысячи.

В числе причин эксперты называют сложную экономическую ситуацию, из-за которой снизился спрос на зарубежные туры, а также новые условия работы в связи с принимающимся законом о регулировании отрасли. Финансовая нагрузка на туроператоров может возрасти. В частности, после череды банкротств турфирм в прошлом году, когда компании не смогли компенсировать стоимость сгоревших путевок всем туристам, было предложено значительно увеличить суммы финансовых гарантий. Раньше фингарантия рассчитывалась, исходя из оборота компании. А оборотом признавалось то, что осталось за минусом отданного зарубежным партнерам. Сейчас же объем фингарантии хотят рассчитывать, исходя из суммы совокупной стоимости турпродукта.

С 2015 года сумма фингарантии может составлять 3 процента от совокупной стоимости проданных путевок. А с 2016 года уже 6 процентов. В цифрах это может выражаться так: если раньше фингарантия для мелкого туроператора оценивалась в 30 тысяч рублей, то с принятием нового закона это будет уже 150 тысяч. У крупного бизнеса эта сумма может исчисляться уже миллионами, приводят пример эксперты.

Затраты могут добавиться и за счет внедрения системы так называемых «добровольных» гарантий путем создания фондов персональной ответственности. Планируется, что такие фонды будут формироваться в начале каждого года, исходя из планов по вывозу туристов. Допустим, в январе туроператор заявляет, что он собирается в течение 12 месяцев вывезти за рубеж 500 тысяч человек. На каждого из этих 500 тысяч надо заморозить на счету по 100 рублей. Получается, что только в фонде персональной ответственности в данном случае будет 50 миллионов рублей.

Если денег из персонального фонда на помощь туристам не хватит, планируют задействовать фонд «Турпомощи». Но взносы туда тоже хотят увеличить. Отчисления для мелких туроператоров хотят оставить на уровне 100 тысяч, для средних увеличить до 300 тысяч, а с крупных брать уже по полмиллиона рублей ежегодно.

Уже вторую неделю подряд муссируются новости о масштабном исключении туроператоров из федерального реестра, который ведет Ростуризм. Вне реестра компания не имеет право на работу. По данным АТОР, согласно двум приказам Ростуризма, с января этого года из реестра уже исключено 200 участников рынка. В список попали компании и юрлица, которые не могут больше осуществлять деятельность на рынке из-за финансовых проблем. Однако в Ростуризме «РГ» сообщили, что эти исключения носят рабочий, технический характер, к началу году некоторые компании просто не успели подготовить документы.

«Кого-то исключаем, кого-то наоборот включаем. По первому приказу из реестра исключили 165 компаний, по второму — около 50. Сегодня ожидается еще один приказ. Но при этом каждую неделю мы также включаем примерно по 50 компаний. Оснований серьезно переживать по этому поводу пока нет», — сообщила «РГ» пресс-секретарь Ростуризма Ирина Щеголькова.

Тем временем в АТОР полагают, что в оптимизации штатов туроператоров есть положительный момент. Он заключается в сбалансированности рынка. В последние два года предложение значительно превышало спрос. И туроператоры искусственно занижали цены, демпинговали, предлагая туристам путевки даже ниже себестоимости. Такая конкуренция в итоге привела к банкротствам, особенно в среднем и мелком сегментах рынка.

Неоднократно высказывались опасения о том, что в наступившем году из-за секвестра штатов и сворачивания программ туроператоров может сократиться и количество турагентств — посредников между туроператорами и туристами. Однако, в Альянсе туристических агентств России (АТА) эту позицию не разделяют. «Причин для ухода с рынка пока нет. Повышение финансовой нагрузки на туроператоров, предусмотренное в новом законе, не касается турагентств, — прокомментировал ситуацию «РГ» президент АТА Андрей Гаврилов. — Есть также опасения, что все больше туристов сами организуют свой отдых, самостоятельно покупая билеты и бронируя отели. Но, во-первых, полностью в этот сегмент спрос не уйдет, а во-вторых, здесь есть риски. Я сам недавно столкнулся с проблемами, бронируя отель за границей самостоятельно. Поэтому мы сейчас настраиваем агентства на то, чтобы они расширяли линейку предложений. То есть, выступали не только продавцами путевок, но и оказывали консалтинговые услуги, помогая людям в выборе авиакомпании или места отдыха».

В АТА также сообщили, что сейчас наметилась тенденция укрупнения на агентском рынке. То есть, мелкие, самостоятельные агентства, обеспокоенные ситуацией в экономике, предпочитают вливаться в крупные сети, их на рынке около 20. Всего, по данным АТА, в России насчитывается около 20 тысяч турагентств.

Читайте далее…

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика