Конфликт между Россией и Украиной не стал центральной темой обсуждения в Давосе. Для участников завершившегося в выходные форума он остается скорее локальной проблемой, которая не заслонила собой глобальные вопросы: будущее экономики Китая, мировой терроризм и падение цен на нефть
Китай, нефть и QE
«Это экономический форум, не политический. И воззвание бизнеса к политикам звучит так: «Создайте условия, чтобы мы для вас зарабатывали деньги», – описывает свои впечатления от Давосского форума участник российской делегации бизнесмен Давид Якобашвили.
Российско-украинский конфликт, как оказалось, интересует международную элиту меньше глобальных экономических вызовов. К примеру, в первый день форума ключевым выступлением стала не речь украинского президента Петра Порошенко, а выступление премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна. «Все взоры в мире сейчас устремлены на Китай», – объявил, приветствуя гостя, председатель Всемирного экономического форума Клаус Шваб.
Рост экономики КНР в 2014 году замедлился с 7,7 до 7,4% – худшего показателя с 1990 года – и оказался ниже целевого индикатора в 7,5%. Китайский премьер заявил в Давосе, что в 2015 году экономика страны может еще замедлиться, но это сознательный выбор властей, связанный с ее перестройкой. Ли Кэцян заверил аудиторию, что рисков системного финансового кризиса в Китае нет, а экономика страны вошла в новую стадию развития, и теперь ее скорость движется от высокой к средне-высокой. Резкого спада не будет, обещал премьер и приводил доказательства: 7-процентный рост ВВП приносит Китаю $800 млрд, и в абсолютном выражении это больше, чем было при 10-процентном росте экономики пять лет назад.
«Китайская делегация, наверное, впервые за последнее время выступала достаточно уверенно и по-взрослому, говоря о дальнейшем развитии и структурных реформах», – отмечает посетивший Давос зампред Сбербанка Сергей Горьков.
Другой важной темой форума сразу стало объявленное в четверг решение Европейского центрального банка о запуске программы количественного смягчения – покупок гособлигаций еврозоны на новые деньги Центробанка. В общей сложности ЕЦБ намерен «напечатать» около €1,1 трлн к сентябрю 2016 года.
За несколько часов до объявления ЕЦБ президент Goldman Sachs Гэри Кон высказал мнение, что это станет очередным этапом «валютных войн». Но глава МВФ Кристин Лагард на форуме приветствовала решение ЕЦБ, которое «поможет снизить стоимость заимствований в еврозоне, улучшить инфляционные ожидания и уменьшить риск затяжной низкой инфляции».
Нефтяные прогнозы
Много разговоров в Давосе ожидаемо было посвящено резкому падению цен на нефть. Приехавшие на форум главы итальянской Eni и французской Total Клаудио Дескальци и Патрик Пуянне сошлись во мнении, что спад в инвестициях в производство может спровоцировать дефицит предложения и значительное удорожание нефти через несколько лет.
По словам Дескальци, если ОПЕК не примет меры для восстановления цен сейчас, через несколько лет они взлетят до $150–200 за баррель. «ОПЕК – это своего рода нефтяной Центробанк, который должен обеспечивать стабильность котировок, чтобы инвестиции были устойчивыми», – заявил Дескальци Reuters. Естественное снижение добычи в мире составляет 5% в год, к 2030 году более половины действующей мировой нефтедобычи исчезнет, соглашался Пуянне, предупреждая, что отрасли нужно инвестировать «огромные средства», чтобы компенсировать будущий дефицит.
Но представители ОПЕК, похоже, не прислушались к западным партнерам. Генеральный секретарь ОПЕК Абдалла аль-Бадри на форуме защищал ноябрьское решение картеля не вмешиваться в ситуацию на рынке. По его словам, сокращение квоты сыграло бы на руку более затратным производителям [главным образом США], тогда как, на его взгляд, сначала следует «извлекать более дешевую нефть».
Ближайшие годы цены останутся низкими, в сравнении с 2013 – началом 2014 года, когда нефть торговалась по $95–110 за баррель, говорили многие участники форума. Глава BP Боб Дадли заявил, что цены будут держаться в диапазоне $50–60 за баррель еще два-три года. Экс-министр финансов России Алексей Кудрин заявил, что в ближайшие два года цена может колебаться около $60. Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович сказал, что цены останутся низкими «в долгосрочном периоде». Сейчас на нефть влияет множество факторов, рассуждал Кудрин. Из-за роста добычи в Ираке предложение может вырасти, а на нефтяном рынке могут сказаться новые технологии, в том числе водородные двигатели, отмечал он.
Аль-Бадри, в отличие от многих, утверждал, что цена нефти вскоре отскочит и ситуация вернется к норме. Международное энергетическое агентство (МЭА) считает, что капиталовложения в мировую нефтегазовую отрасль уменьшатся на 15% ($100 млрд) в этом году, что повлечет сокращение добычи. «На мой взгляд, нынешняя цена в $45–50 за баррель – временный феномен, и к концу года стоимость должна вырасти», – заявил в Давосе главный экономист МЭА Фатих Бирол.
Российский прием
Российской делегации на форуме пришлось сосредоточиться на внутренних проблемах. Санкции вкупе со снижением нефтяных цен под конец года девальвировали рубль. Правительство во все дни форума обсуждало меры поддержки экономики и сокращение расходов, а рейтинговые агентства продолжали ухудшать свои прогнозы по стране, ее регионам и отдельным компаниям.
В отношении России на форуме наблюдалась «некая напряженность», говорит управляющий партнер First Nation Societe Bancaire Ян Яновский. «Отличие от предыдущих форумов, наверное, состояло в том, что российским участникам задавали сложные и конкретные вопросы, – отметил он. – Но российская делегация очень хорошо отработала форум: ответы были очень внятные».
Цены на нефть сейчас не так важны для бюджетной системы России, как раньше, заявил на форуме в среду Дворкович. Россия сможет сбалансировать свой бюджет при любой цене на нефть, в том числе за счет сокращения расходов на некоторые инвестпроекты и неэффективные субсидии, пояснял он. В ближайшие полтора года дефолт России не грозит, успокаивал он инвесторов, которые собрались послушать его выступление. «Во-первых, наша макроэкономическая ситуация смешанная, у нас низкая безработица по сравнению с другими странами, у нас очень низкий государственный долг – чуть выше 10%, и несколько лет назад мы начали создавать резервы», – перечислял Дворкович. Сегодня, вероятно, пришло время резервы тратить, предположил вице-премьер. «В 2015 году расходные статьи бюджета России, возможно, придется урезать на 15%. Если же цены на нефть упадут еще сильнее и денег все равно не хватит, то оставшийся дефицит бюджета будет покрыт за счет накопленных ранее резервов», – сказал он, признав, что стоимость барреля в краткосрочной перспективе может упасть до $25–30.
Кризис – лучшее время для проведения масштабных реформ, сходились во мнении в пятницу Кудрин и глава российской делегаций первый вице-премьер Игорь Шувалов. В оценке самой ситуации они разошлись: по мнению Шувалова, люди воспринимают нынешние санкции как атаку на Россию, это сплотило общество против санкций. По мнению же Кудрина, изоляционная политика привела к тому, что доверие людей к политике властей утрачено. Возвращать его нужно реальными делами, предложил Кудрин. Но пока «делается раз в двадцать меньше, чем требуется для поддержания конкурентоспособности России», – сказал он.
«Внешне проявления [кризиса] мы наблюдаем такие, как будто это мягче, чем 2009 год. Но это только кажущаяся легкость. На самом деле по глубине и по сложности мне кажется, что мы уже год находимся в состоянии, когда мы входим в более затяжной и сложный кризис», – не скрывал положения дел Шувалов.
Украинский кризис и санкции
Украинскому кризису была посвящена отдельная сессия ВЭФ, на которой эмоционально выступил президент Порошенко. Он заявил, что «на Украине находятся 9 тыс. российских военнослужащих», назвал действия России «агрессией» и выразил уверенность, что спустя два года Украина добьется полной энергонезависимости от России.
При этом он заверил слушателей, что украинские власти выполнили все положения минских договоренностей, а сама страна стала более «сильной, демократической и европейской». Своим приоритетом Порошенко назвал инвестклимат, реформы и борьбу с коррупцией.
На «российской сессии» был только один вопрос по Украине, все остальные – про бизнес, экономику и кризис, говорит Якобашвили. «Мы с партнерами обсуждаем конкретные проекты. Договариваясь, мы будем исходить из тех ограничений, которые существуют, но это же не навсегда, мы тоже это понимаем», – надеется бизнесмен.
Из западных лидеров Украину ожидаемо поддержала канцлер Германии Ангела Меркель, в который раз назвавшая присоединение Крыма к России «вопиющим нарушением» европейских принципов. А вот госсекретарь США Джон Керри в Давосе почти обошел своим вниманием этот конфликт. Его речь была посвящена борьбе с терроризмом и уничтожению террористической группировки «Исламское государство».
Меркель на форуме повторила, что санкции против России могут быть сняты, если будут устранены повлекшие их введение причины. Участники Давоса эти перспективы оценивают скептически. Большинство иностранных инвесторов, которых собрала за завтраком в Давосе «ВТБ Капитал», выразили мнение, что действующие в отношении России европейские ограничения останутся в силе в 2015 году, а американские могут быть смягчены не ранее 2017 года.
При этом европейские инвесторы «признают как факт», что «Европа не выходит из рецессии именно из-за санкций в отношении России», заявил в разговоре с РБК гендиректор РФПИ Кирилл Дмитриев. На форуме был диссонанс между позицией отдельных политиков по России и мнением бизнеса, добавляет Горьков из Сбербанка. В отличие от политиков западный бизнес против жесткого отношения к России и в целом не поддерживает санкций, утверждает он. «Важно демонстрировать своим примером, что в России продолжается инвестиционная жизнь, – рассуждает Дмитриев. – Инвесторы подвержены коллективному чувству, поэтому когда они понимают, что инвестиции есть, то тоже начинают присматриваться. А если создать образ, что Россия в изоляции, то это может стать реальностью».
При участии Елизаветы Осетинской, Натальи Старостиной, Татьяны Алешкиной, Елены Тофанюк
Источник: РБК