Банкротства банков в Ирландии, скорее всего, будут стоить меньше налогоплательщикам, чем предоставленные 64 миллиарда евро во время попытки спасения отрасли и гарантий, предоставляемых всем кредиторам. Так считает руководитель центрального банка Ирландии Патрик Хонахан, которого цитирует Financial Times.
Во время слушаний в парламенте он представил свои расчеты относительно катастрофического краха ирландских банков в период с 2008 до 2010 год. Банкротства, вызванные снижением цен на недвижимость в условиях мирового финансового кризиса, в конечном счете, обошлись в 40 миллиардов евро.
Крах ирландских банков, который затронул все финансовые учреждения в стране, считается худшим в истории. Расходы в сумме 64 миллиардов евро составляют одну треть валового внутреннего продукта Ирландии в то время. В 2010 году Дублин был вынужден просить Международный валютный фонд спасительную помощь в 67 миллиардов евро.
По мнению Хонахана, потери могли бы быть ниже, если бы Anglo Irish Bank, учреждение попавшее в центр ирландского кризиса, была дана возможность обанкротиться, вместо того, чтобы его спасать, если бы политики немного более уважали бы банковскую отрасль. Он сказал, что общая гарантия для кредиторов была чрезмерной, хотя разница в затратах была очень мала, и это ограничение было справедливо только для больших держателей облигаций, а не для малых. Хонаан стал управляющим ирландского центрального банка в сентябре 2009 года — через год после того, как правительство издало спорную общую гарантию.
Попытка спасти Anglo, который в настоящее время находится в процессе ликвидации, стоит 34 миллиарда евро. Большинство средств вряд ли могут быть восстановлены.
Тем не менее, есть способы как сократить сумму в 64 миллиарда евро. На прошлой неделе правительство назначило Goldman Sachs в качестве консультанта по возможностям продажи 99 процентов акций государства в Allied Irish Banks (AIB), который был крупнейшим банком в стране до того, как стал банкротом после кризиса Anglo. Спасение AIB стоило около 21 миллиарда евро. Специальная оценка, подготовленная для правительства, показывает, что банк сейчас стоит около 13 миллиардов евро.