Польша просит банки ввести отрицательные ставки по ипотечным кредитам, выданным во франках, ведь Банк Швейцарии снизил свою ставку до -0,75%. «Клиенты принимают валютный риск, банки — риск изменения ставок, так что сделка честная», — заявил министр финансов Матеуш Щурек (цитата по Bloomberg). До кризиса франк стоил менее 2 злотых, и польские банки выдали $35 млрд ипотечных кредитов во франках. В 2008 г. злотый начал дешеветь, а с 15 января, когда Швейцария отказалась от привязки франка к евро, он потерял 18%. Вчера франк стоил 4,32 злотого, т. е. платежи для 560 000 заемщиков выросли более чем вдвое. В ноябре ипотечные кредиты во франках составляли 7,7% польского ВВП, сейчас — 9,4%.
«Когда я услышал новости про франк, сначала не поверил, а потом меня охватил ужас», — говорит 40-летний юрист Яцек Следзински. Ежемесячные платежи за его трехкомнатную квартиру в Варшаве за неделю выросли на $240 (цитата по Reuters).
В октябре в Польше пройдут парламентские выборы, и ситуацией пытаются воспользоваться политики. Оппозиционная партия «Право и справедливость» требует зафиксировать курс франка для заемщиков по состоянию на 14 января. По такому пути пошла Венгрия, где правительство в ноябре 2014 г. разрешило конвертировать кредиты по льготному курсу — 256,47 форинта за франк. Вчера франк стоил 314,8 форинта. Конвертация начнется в феврале, чтобы помочь банкам, венгерский нацбанк продаст четверть резервов, в конце октября составлявших $34 млрд.
Заставлять банки конвертировать кредиты в злотые Польша не будет, обещает управляющий нацбанка Марек Белка: это было бы «опасным и недальновидным» и принесло бы банкам $2,7 млрд убытка.
Польские банки готовы обсуждать реструктуризацию кредитов и отрицательные ставки, говорит гендиректор MBank («дочка» Commerzbank) Цезарий Стипулковски. «Остается вопрос, что будет, если курс упадет еще сильнее и банковская маржа перестанет его покрывать», — добавляет он (цитата по Bloomberg). «Ситуация очень изменчивая и эмоциональная, сейчас не время для мгновенных решений, — сказал Reuters другой польский банкир. — Мы проанализируем, как франк влияет на качество наших активов, и примем решение не ранее чем через три месяца». С 15 января акции PKO Bank Polski подешевели на 10,2%, Getin Noble Bank — на 26,7%, MBank — на 12,4%.
В Румынии от скачка франка пострадало 150 000 заемщиков, и премьер Виктор Понта сообщил, что открыт для обсуждения планов конвертации кредитов в леи. Румынская «дочка» австрийского Volksbank готова на три месяца заморозить курс франка по ипотеке. Хорватия, где в этом году тоже пройдут парламентские выборы, на год зафиксирует курс франка — он будет на 20% ниже рыночного. «Правительство нужно для того, чтобы защищать граждан», — объяснил премьер Зоран Миланович. Сербия даст возможность заемщикам продлить срок таких кредитов, частично конвертировать их в национальную валюту или снизить ставку, обещает министр финансов Душан Вуйович.
Использована информация WSJ, FT