Центробанк пока не планирует отступать от политики «дорогих» денег Арина Раксина
Центробанк РФ в минувшую среду опроверг информацию о том, что намерен снизить в первом квартале 2015 года ключевую ставку с текущих 17% на 2–3%. Сообщения об этом чуть ранее появились в СМИ. Однако дыма без огня не бывает: банковское и деловое сообщества практически единодушно выступают за снижение ключевой ставки, рост которой логично привел к удорожанию заемных средств для банков и как следствие заставил их повысить собственные ставки по кредитам. Но, с другой стороны, снижение ставки до окончания первого квартала, пойдет в разрез с проводимой ЦБ политикой инфляционного таргетирования.
Напомним, что ЦБ РФ повысил ключевую ставку в два этапа – с 7,5% сначала до 10,5%, а затем сразу до 17% в ночь с 15 на 16 декабря 2014 года – в самый разгар паники на валютном рынке. Тогда доллар и евро взлетели до заоблачного курса в 80 и 100 рублей соответственно. Повышение ставки в совокупности с налоговым периодом и воздействием со стороны руководства страны на крупных экспортеров с целью стимулировать их продавать имеющуюся валюту оказало краткосрочный эффект – к концу 2014 года доллар торговался на уровне 56 рублей, а евро – 68 рублей. Однако уже сейчас курс иностранных валют снова заметно вырос – официально на 22 января он составляет 65,5 рубля за доллар и 75,8 рубля за евро.
Эти цифры свидетельствуют, что эффект от повышения ставки уже исчерпал себя и пришло время снизить ставку, считает президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков. «Кроме того, основное влияние на колебание рубля оказывает цена на нефть, а ставка – не самый важный фактор», – сказал «НИ» эксперт. А научный сотрудник Центра структурных исследований РАНХиГС Михаил Хромов отметил в беседе с «НИ», что для валютного рынка повышение ставки в декабре прошлого года стало скорее психологическим сигналом – «ЦБ держит руку на пульсе», и в первую очередь оно было призвано оказать влияние на растущий уровень цен. Впрочем, тоже безуспешно: инфляция по итогам 2014 года составила 11,4%, а за первые двенадцать дней 2015-го выросла еще на 0,5%.
Но еще в декабре прошлого года эксперты отметили некоторую запоздалость действий ЦБ, которые хоть и имели положительный эффект, но в итоге меньший, чем если бы они были предприняты раньше. Это даже признал президент РФ Владимир Путин в ходе своей большой пресс-конференции. А сразу после выхода с новогодних каникул Ассоциация региональных банков России направила в Центробанк письмо с просьбой поэтапно снизить ключевую ставку – сначала до 15%, а затем до 10,5%, чтобы активизировать кредитование экономики. Как сообщил «НИ» Анатолий Аксаков, ответа на эти предложения пока нет, но у ЦБ есть на него месяц, и более вероятно, что раньше мы просто увидим его решение. Пока же, по мнению банковского сообщества, резкий рост процентных ставок уже запустил процесс потери платежеспособности компаний, а сохранение текущего положения дел вызовет волну банкротств не только кредитных организаций, но и целого ряда предприятий и компаний.
Выступая на Гайдаровском форуме 15 января помощник президента РФ Андрей Белоусов заявил, что снижение ставки ЦБ ожидается в ближайшее время. А вот бывший министр финансов России Алексей Кудрин недавно заявил, что ставка может быть снижена в лучшем случае в конце первого – начале второго квартал. «Больше того, 17%, может быть, недостаточная ставка», – считает он. Вчера же председатель ЦБ Эльвира Набиуллина выступила с заявлением, в котором подчеркнула, что «Банк России будет готов снизить ключевую ставку при формировании устойчивой тенденции к снижению инфляции и инфляционных ожиданий».
Нынешняя острая полемика вокруг размера ключевой ставки подогревается ожиданием приближающегося заседания совета директоров ЦБ, которое запланировано на 30 января 2015 года. Именно на нем и будет приниматься решение об изменении ставки, исходя из оценки инфляционных рисков, текущего состояния экономики и прогноза ее развития. При этом руководству ЦБ предстоит непростая задача найти компромисс между всеми факторами давления – уровнем инфляции, девальвацией рубля, недовольством банковских и деловых кругов и политической волей руководства страны.