Коллекторские агентства планируют предоставлять новую услугу — помощь в финансовом управлении при банкротстве физлица. Интерес у коллекторов вызывают только потенциально недобросовестные банкроты, поскольку за их услуги платят банки, пишет «Коммерсант».
«Мы уже подготовили коммерческое предложение и в ближайшее время направим его банкам», — заявил газете глава коллекторского агентства «Центр ЮСБ» Александр Федоров. Возможность участия в сопровождении банкротства физлица также рассматривают и в коллекторских агентствах «Секвойя Кредит Консолидейшн», «Национальная служба взыскания» и «Активбизнесколлекшн», выяснила газета.
Суть услуги такова: коллекторское агентство заключает с арбитражным управляющим (для граждан — финансовым управляющим) партнерское соглашение, согласно которому предоставляет ему информацию по активам обанкротившегося заемщика. Предоставлять информацию по долгам заемщика планируется за комиссию, которую будет платить заинтересованный кредитор: в среднем по одной трети от общей суммы долга, рассчитывают в «Центре ЮСБ».
При этом услугу планируется предлагать только заемщикам, которые переуступали свое имущество по заниженной цене, чтобы скрыть его от кредитора, пояснил газете Федоров. «Новый закон позволяет финансовому управляющему оспаривать сомнительные сделки и таким образом удовлетворять из этих средств требования кредиторов», — указал глава коллекторского агентства «Центр ЮСБ».
Поправки к закону «О несостоятельности (банкротстве)», вводившие понятие банкротства физлица, были приняты в конце 2014 года и вступают в силу 1 июля 2015-го. Заявление кредитора о признании гражданина банкротом принимается судом при условии, что требования к гражданину составляют не менее 500 тыс. рублей и не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены, если иное не предусмотрено законом. Сопровождать процедуру банкротства гражданина обязано соответствующее лицо — финансовый управляющий, кандидатуру которого также должен утвердить суд.
При этом по закону финансовый управляющий должен соответствовать ряду требований (в частности, состоять в саморегулируемой организации арбитражных управляющих, обладать соответствующим опытом и т. п.). Таким образом, «юридически коллекторы становиться финансовыми управляющими не могут», указывает директор воронежского филиала СРО арбитражных управляющих «Авангард» Игорь Вышегородцев. Однако «коллекторское агентство может предоставлять арбитражному управляющему информацию о финансовом состоянии заемщика, и с этой точки зрения взаимодействие будет считаться правомерным», указывает он.
По оценкам Федорова, в первую очередь банкиры будут заинтересованы во взыскании долгов тех сомнительных заемщиков, задолженность по кредитам которых превышает 5 млн рублей (без учета ипотечных заемщиков). В России таких заемщиков насчитывается более 20 тыс., уточняет он.
По мнению участников рынка, намерение коллекторов занять новый сегмент рынка вполне логично, особенно на фоне стремительно падающей маржинальности коллекторского бизнеса. Тем более что банкиры в этой услуге заинтересованы. По мнению директора департамента розничных кредитных рисков Росбанка Ольги Маховой, «глобально поиск ликвидных активов у заемщиков будет интересен банкам, впрочем, платить комиссию 30% от суммы долга они согласятся вряд ли». По ее мнению, более подходящий размер комиссии находится в пределах 10—15%. «Кроме того, необходимо оценить эффективность и востребованность такой услуги, а сделать это можно будет только после вступления закона в силу», — считает она.