По словам премьера, у России есть резервы, чтобы обеспечить устойчивость национальной валюты.
Рубль останется свободно конвертируемой валютой, заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, выступая на Гайдаровском форуме, назвав правильной текущую политику Центробанка.
«Власть не пойдет на отказ от свободной конвертации рубля», — заявил он. «Можно, конечно, заморозить курс и тем самым возродить «черный рынок» валюты, выдавать ее импортерам, что называется, по справке в зависимости от воли чиновника и дружеских отношений с ним, но все это означает последовательное разрушение рынка», — убежден премьер.
Медведев признал, что «многое сейчас играет против рубля: и цены на нефть, и санкции». По его словам, от колебаний курса рубля страдают «и компании, и банки, и, конечно же, обычные люди».
«Но, тем не менее, считаю, что политика Центробанка, которую он проводит в настоящий момент, правильная», — заявил премьер. «Мы не собираемся проедать валютные резервы, и у нас достаточно экономических механизмов, чтобы обеспечить устойчивость рубля», — уверен он. «Более того, даже при плохой конъюнктуре у нас остается положительный платежный баланс, который является главным, фундаментальным фактором для установления сбалансированного курса национальной валюты», — напомнил Медведев.
Причины экономических проблем РФ
Премьер-министр признал, что нынешние экономические проблемы в стране вызваны не только внешними, но и внутренними причинами.
«За минувший год произошло много событий. Мир действительно изменился, это не фигура речи, это действительно так. В экономику вмешалась политика», — констатировал глава кабинета, выступая на форуме.
По его мнению, результатом этого стало «тотальное недоверие, новые старые мифы о России как чуть ли ни угрозе цивилизации». Еще один итог — «взаимные экономические санкции были использованы и — как следствие: потери, которые несем не только мы, но и целый ряд других государств». «Это особенно остро чувствуется на фоне продолжения глобального кризиса, который развернулся в мире в 2008 году», — добавил Медведев.
Председатель правительства подчеркнул, что «так и не удалось преодолеть последствия» кризиса 2008 года. «Одни страны до сих пор не могут выйти из стагнации. По оценкам Международного валютного фонда, ВВП стран еврозоны все еще не достиг уровня предкризисного 2007 года. Другие, в том числе крупные развивающиеся экономики, замедляют темпы роста. К примеру, прирост ВВП Бразилии в 2014 году сократился», — перечислил Медведев.
Премьер отметил, что «Россия в этом смысле — не исключение». «Мы, как и весь мир, платим за глобализацию. Фактически наша страна сегодня находится в точке пересечения нескольких кризисов, которые спровоцированы тремя группами причин», — считает глава кабинета.
В качестве первой причины он назвал последствия мирового кризиса 2008 года. Внешнее политическое и экономическое воздействие, направленное на Россию, на взгляд Медведева, является второй причиной. «В предыдущие годы мы жили и развивались при высоких ценах на энергию и сырье, а наши компании и банки имели свободный доступ к «длинным» и дешевым деньгам на зарубежных рынках. Теперь условия кардинально изменились», — пояснил он.
Однако председатель правительства уверен, что «внешние факторы лишь обострили ситуацию». «Третья и основная группа причин — это внутренние проблемы и ограничения, которые накопились в нашей экономике и с которыми нам пока не удается справляться так быстро, как хотелось бы», — сказал Медведев.
Жить при низких ценах на энергоносители
Российская экономика должна научиться жить при низких ценах на энергоносители, убежден премьер-министр РФ.
«Власть не будет просто ждать, когда поднимутся цены на нефть. Условия и требования к нашей экономике становятся принципиально другими, их невозможно «переждать». Поэтому, как это ни банально звучит, издержки необходимо снизить, а качество проектов — повысить», — заявил глава кабинета.
Он признал, что «при ослаблении рубля и дорожающем импорте это трудно». «Но ведь и при сильном рубле и дешевом импорте мало кто снижал издержки и сдерживал цены. Мы и сейчас видим примеры, когда, например, доля импорта в структуре затрат составляет 20%, а цены повышаются чуть ли не вдвое, расчет идет на опыт последних лет — пройдет полтора-два года, и покупатели снова прибегут платить деньги», — сказал председатель правительства.
«Но богатеющая год от года энергосырьевая экономика осталась в прошлом. И такой товар просто невозможно продать. Ни завтра, ни послезавтра», — подчеркнул Медведев.
И пообещал: «Будем учиться жить при низких ценах на энергоносители».
Старая модель себя исчерпала
Энергосырьевая модель развития российской экономики исчерпана, заявил Медведев. Он отметил, что российская экономика начала притормаживать еще при высоких нефтяных ценах, хотя они и позволяли несколько продвигаться вперед.
«Экономика и сейчас демонстрирует отдельные элементы роста. Но рост количественно и качественно не соответствует ни нашим возможностям, ни нашим амбициям», — подчеркнул премьер.
«Старая энергосырьевая модель исчерпана, это понимают все. Она не может дать ни устойчивого роста, ни стимулов для инвестиций в реальное производство. Все слабее она воспринимает технологические инновации. И главное — не обеспечивает стабильного повышения уровня жизни», — заключил Медведев.
Россия будет выходить на рынок с инновационной продукцией, соответствующие предложения готовятся, пообещал премьер-министр.
«Мы будем действовать в рамках Национальной технологической инициативы. В ней определяются наиболее перспективные технологические ниши, — заявил он. — Задача — не только догонять там, где мы отстали, но и попытаться выйти на мировой рынок с уникальной, инновационной продукцией».
Он отметил, что в ряде случаев у России есть возможности «вырастить» новую индустрию «с нуля». Например, в области производственных технологий, биотехнологий, использования возобновляемых ресурсов, производства композитных материалов. «Такие предложения готовятся», — заключил он.
По его словам, мобилизационной экономики в РФ не будет.
«Россия не собирается закрываться от мира, менять курс в сторону создания мобилизационной модели экономики», — сказал он. «Мы прошли гигантский путь от постсоветского полуразрушенного хозяйства до крупной экономики западного типа, и было бы чудовищной ошибкой снова вернуться в прошлое, хотя нас периодически к этому призывают, отказаться от роли активного игрока в глобальном мире», — считает премьер.
Медведев назвал отказ от нынешнего курса одним из шагов, на которые государство не пойдет «ни при каких условиях».
Резервов достаточно
Вместе с тем, у России достаточно резервов, чтобы плавно адаптировать экономику к новым условиям, определяемым в том числе низкими ценами на энергоносители.
«У нас достаточно резервов, чтобы плавно адаптировать экономику к новым условиям работы», — сказал он.
В целом, по словам премьера, в РФ был создан устойчивый фундамент, на котором можно формировать условия для нового «рывка» — стабильного, здорового роста экономики. Помимо необходимых резервов, это — небольшой госдолг, низкий уровень безработицы, беспрецедентная консолидация общества и высокий уровень поддержки власти («хотя нужно понимать, что это не беспредельно», подчеркнул Медведев). А также — «прежде всего сбалансированная бюджетная политика, которая позволяет решать две ключевые задачи: реализовывать важные социальные программы и поддерживать национальную экономику».
«Перечисленные факторы должны закладываться в основу комплекса мер по формированию современной экономической политики», — заключил премьер.
Медведев указал, что планирует «крайне осторожно» распоряжаться антикризисным фондом, а «не заливать кризис деньгами».
«Мы организовали мониторинг ситуации в финансово-валютной сфере, отслеживаем положение системообразующих предприятий, ситуацию на рынке труда, обстановку в моногородах. Для их поддержки и развития, создания новых рабочих мест мы организовали специальный фонд», — сказал глава кабинета министров.
Он напомнил, что в 2014 году в этот фонд направлено 3 млрд руб. «В ближайшие три года планируется выделить еще 26 млрд руб.», — отметил председатель правительства.
Бизнесу — свободу
Медведев пообещал, что власти не будут ограничивать свободу предпринимательской деятельности.
«У власти есть понимание, что бизнесу нужна большая свобода, чем та, которую он имеет сейчас. Государству в одиночку, без бизнеса не изменить модель экономического развития», — заявил глава кабинета.
По его мнению, «когда снаружи осуществляются попытки давления на страну, внутри продолжается административный и зачастую правоохранительный прессинг, то реакция экономики может быть только одна — она начинается задыхаться».
«Мы просто обязаны снять внутренние ограничения, которые угнетают бизнес», — сказал Медведев.
Он полагает, что «если бизнес-сообщество почувствует, что все обещания останутся только словами или, хуже того, начнется обратное движение, ничто не остановит отток капитала в самой разной его форме, не излечит от бизнес-анемии».
«Девальвация слов и обещаний о свободе предпринимательства будет хуже девальвации рубля. Мы это понимаем и настроены на самую серьезную работу», — заверил премьер.
Медведев также сказал о необходимости повысить доверие между гражданами, бизнесом и государством и обратил внимание, что доходы и зарплаты в дальнейшем «должны увеличиваться только по мере роста экономики и повышения производительности труда».
«Прежде всего, для обеспечения устойчивого экономического роста необходимо повысить доверие, причем доверие в известном треугольнике — между людьми, населением страны, бизнесом и государством. Доверие — ключевой институт, одна из опор современной рыночной экономики. Его ничто не может заменить. Как и государство никогда не способно заменить собой бизнес», — сказал он.
Медведев признал — пока немногое сделано для осознания обществом, что «его успехи, его возможности напрямую зависят от свободы предпринимательства, успеха бизнесмена».
Также одним из ключевых препятствий для развития премьер назвал дисбаланс между доходами и производительностью труда. Он пояснил, что доходы не могут на протяжении длительного времени расти быстрее производительности труда, и при этом напомнил, что на нее влияет не только профессионализм сотрудников, но и уровень используемых технологий и оборудования, а также государственная система обучения и переподготовки кадров в соответствии с требованиями экономики.
«В дальнейшем доходы и зарплата должны увеличиваться только по мере роста экономики и повышения производительности труда», — подчеркнул премьер.
В целом Медведев констатировал, что энергосырьевая модель развития российской экономики исчерпана, нужно заниматься решением структурных проблем «не меньше, чем поддержанием макроэкономической стабильности».
Кредитование реального сектора
Направленные Агентству по страхованию вкладов (АСВ) облигации федерального займа (ОФЗ) на 1 трлн руб. будут распределяться как государственным, так и частным банкам. Но главное условие — готовность расширять кредитование реального сектора экономики. Это подчеркнул сегодня премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на Гайдаровском форуме.
«Решение принято. Эти деньги не предназначены для санации проблемных финансовых институтов. Они имеют вполне четкое целевое назначение. Средства смогут получить только те банки, которые готовы расширять кредитование реального сектора по приоритетным для нас направлениям. Причем это будут как банки с госучастием, так и частные структуры», — сказал премьер.