В этом году строительные компании начнут контролировать национальные объединения, которые наделены новыми полномочиями.
«У нас появляются рычаги по отсечению недобросовестных саморегулируемых организаций (СРО) для участия в проектировании и строительстве, — пояснил «РГБ» президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков Михаил Посохин. — Мы получаем право при вступлении СРО в нацобъединение проверять их соответствие профессиональным требованиям, и, если будут обнаружены грубые нарушения, запретить им работать на рынке». По словам эксперта, таких полномочий у нацобъединений раньше не было, поэтому так много появилось компаний, которые сейчас попросту работают с купленными с рук допусками.
Михаил Посохин не исключает, что строительные компании могут перейти вновь на лицензирование своей деятельности. Дело в том, что СРО, по его словам, все больше превращаются в бизнес-структуры, интересы государства их интересуют мало.
Другим аргументом против саморегулирования являются их компенсационные фонды. Они складываются из обязательных взносов, которые каждая строительная организация должна внести при вступлении в СРО. Эти фонды лежат на банковских депозитах под минимальный процент и могут быть «распечатаны» только в том случае, если требуется выплатить компенсацию третьим лицам за причиненный ущерб. Такие случаи возникают редко, поэтому компенсационные фонды фактически лежат мертвым грузом.
Серьезные финансовые проблемы, с которыми в этом году столкнутся застройщики жилья, чреваты недостроем. А это значит, что покупатели квартир, заключившие с ними договоры долевого участия, могут остаться без квартир. С прошлого года все застройщики, согласно поправкам в 214-ФЗ, обязаны страховать свою гражданскую ответственность. Однако по данным директора НО «Общество взаимного страхования гражданской ответственности застройщиков» Сергея Пахомова, гиганты страхового рынка отказываются страховать договоры. Основная причина — объем рисков, ведь минимальная стоимость одного объекта строительства доходит до 400-500 млн рублей. Кроме того, не добавляет оптимизма страховым компаниям отсутствие перестраховочных мощностей и невозможность в случае банкротства застройщика получить право собственности на недострой наравне с дольщиком.