Несмотря на резко ухудшившуюся ситуацию в экономике, правительство не собирается предлагать повысить налоговую нагрузку в этом году, но в случае «глубокого кризиса» возможны и «стратегические решения», рассказал в интервью «Ведомостям» замминистра финансов Сергей Шаталов. Пример стратегического решения — повышение налогов, прежде всего косвенных, во многих странах в кризис 2008-2009 гг., объясняет Шаталов (см. врез).
Правительство обсуждало варианты повышения косвенных налогов весь прошлый год: либо введение налога с продаж, либо повышение ставки НДС на 2 процентных пункта до 20% с 2015 г. Но бизнесу удалось отговорить правительство увеличивать нагрузку. В конце прошлого года в послании Федеральному собранию президент Владимир Путин пообещал налоговый мораторий: зафиксировать действующие условия на ближайшие четыре года и «к этому вопросу больше не возвращаться». Но чиновники все более пессимистично оценивают перспективы экономики. Накануне послания Минэкономразвития объявило, что вместо роста ВВП в 2015 г. на 1,2% ждет спада на 0,8%. Но в конце декабря министр экономического развития Алексей Улюкаев и министр финансов Антон Силуанов признали, что в 2015 г. ожидают более сильного снижения ВВП и больших выпадающих доходов бюджета.
«Пока мы исходим из перечня поручений, в котором есть пункт о замораживании налогового режима, а также реализации тех решений, которые были уже приняты. Но, безусловно, пока никто не может уверенно спрогнозировать, как будет развиваться ситуация дальше: нельзя исключать ничего», — прокомментировал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Безусловный приоритет — создание благоприятных условий для бизнеса даже в нелегкой экономической ситуации, подчеркивает Песков. Получить комментарии представителей премьер-министра Дмитрия Медведева и его первого зама Игоря Шувалова вчера не удалось.
В кризис есть два варианта: либо сокращать расходы, либо повышать налоги — и пока выбран первый путь, утверждает Шаталов: «Это болезненно, но лучше, чем играть налогами». Уже принято решение о сокращении расходов всех министерств на 10% в этом году. Что имеется в виду под глубоким кризисом и при каких выпадающих доходах власти все же решатся отойти от обещания, чиновники пока не уточняют. Никто заранее таких индикаторов не устанавливает, объясняет Шаталов: состояние больного оценивается не только по температуре, надо смотреть на совокупность симптомов. В кризис у правительства мало пространства для маневра: пока сокращаются несоциальные расходы, если встанет выбор, сокращать ли социальные или повышать налоги, придется заговорить о втором, поясняет один из чиновников. Песков это не комментирует: пока трудно сказать, какой выбор будет сделан.
Президент не может загнать себя в угол: речь шла о том, чтобы не повышать общую налоговую нагрузку, но можно повышать нагрузку точечно, компенсируя снижением других налогов, рассуждает чиновник финансово-экономического блока правительства. Опыт уже есть — президент обещал в 2012 г. не увеличивать налоговую нагрузку на несырьевой бизнес до 2018 г., но это произошло: был повышен порог зарплат, с которых взимаются взносы в ФОМС.
Повышение налогов сейчас нереально, считает Владимир Назаров из Института Гайдара: собрать удастся копейки, а нарушение обещания — серьезный удар по доверию. Летом Минфин оценивал, что повышение НДС на 2 процентных пункта может принести бюджету до 500 млрд руб., но Назаров считает эти оценки оптимистичными: бизнес ответит уходом в тень. К тому же сейчас и повышение косвенных налогов (исторически оно не так негативно для экономики) приведет к сильному спаду ВВП, уверен Назаров.
Выбор есть, настаивает Назаров: огромный резерв — сокращение гособоронзаказа, за счет чего можно сэкономить 2% ВВП, можно не так сильно наращивать социальные расходы — к примеру, не индексировать часть пенсий для работающих пенсионеров.