Доклад «Мониторинг политических настроений россиян» был подготовлен по заказу Комитета гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина группой экспертов во главе с бывшим директором Центра стратегических разработок Михаилом Дмитриевым, предсказавшим в свое время массовые протесты 2011-2012 гг. Главный вывод исследования: в 2014 г. склонность россиян к протестам снизилась до исторических минимумов, но их готовность выражать недовольство по базовым экономическим причинам остается существенной.
В рейтинге опасений россиян преобладают страх войны и рост цен, но опрос проводился еще до резкого падения курса рубля и сейчас проблема роста цен обогнала бы все остальные, отметил Дмитриев на презентации доклада. По своей символической силе девальвация рубля соперничает с присоединением Крыма, но действует в противоположном направлении, говорит эксперт: «Символизм Крыма — это мощный стимул, но сейчас негатив от девальвации перевесил бы положительное отношение к возврату Крыма».
Основной причиной «смерти политического протеста» авторы доклада называют киевский майдан: большинство россиян относятся к этим событиям резко негативно. «Майдан стал своеобразной прививкой от подобных протестов. Наблюдается ярко выраженный протест против любой оппозиции — протест против протеста», — отмечается в докладе. Одновременно произошла переоценка протестных акций 2011-2012 гг.: если два года назад им сочувствовало большинство, то сейчас даже в Москве отношение преимущественно негативное. События на Болотной теперь ассоциируются с киевским майданом, а он воспринимается как деструктивное событие, поясняет Дмитриев. Имеет место и почти полная утрата интереса к любым партиям, поэтому к началу думской кампании 2016 г. «актуального политического предложения может не оказаться», предупреждают эксперты.
Еще одна примета нового времени — образ главного врага в лице США, в значительной мере сформированный с помощью СМИ (еще год назад главными объектами социальной агрессии были мигранты и чиновники). При этом, ассоциируя по просьбе экспертов Россию и Путина с животными, респонденты в начале года называли более сильных зверей — льва, медведя, быка или орла, а к концу года чаще выбирали менее «авторитетных» — волка, рысь, зайца (см. график). Это означает, что статус России в мире в глазах ее граждан понизился, разъясняют авторы доклада.
Мы получаем такие же данные, но не всегда согласны с их интерпретацией, говорит замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин: например, антиамериканизм вызван не столько позицией СМИ, сколько действиями США в последний год, а интерес у людей пропал не только к партиям, но и ко всем политическим дискуссиям. Возможность экономических протестов есть, но данные «Левады» пока об этом ничего не говорят, подчеркивает социолог: «Судя по психологическим ассоциациям с животными, россияне отдают себе отчет в том, что Россия сейчас в положении преследуемой и гонимой».
Дмитриев занимается фокус-группами, такие опросы помогают разобраться в сути явления, но не всегда оценивают масштаб, поэтому у них есть тенденция завышать недовольство Путиным и давать более радикальные прогнозы, считает сотрудник Института социологии РАН Леонтий Бызов. По его мнению, тенденция антиамериканизма работает на власть, так как дает возможность забыться и консолидировать общество, а нестабильность в экономике ведет к разогреву недовольства, но едва ли перерастет в политический протест. Чем хуже материальное положение, тем больше люди зависят от власти, и протесты 2011 г. начинались среди обеспеченных людей, которые могли себе это позволить, напоминает Бызов: «Власти может навредить только власть, бурю стоит ожидать не снизу, а сверху: если начнется раскол элит и низы почувствуют слабость власти, увидев ей альтернативу».