Члены украинского правительства уверяют, что вопрос о вероятности дефолта они даже не обсуждают Яна Стадильная, Киев
К концу 2014 года Украина оказалась в крайне тяжелой экономической ситуации. Об угрозе коллапса говорят и в самой стране, и за ее пределами. Весьма серьезным ударом по ослабленной экономике стало выпадение из торгово-промышленного оборота части территории страны и расположенных на ней крупных предприятий, которые формировали основу целых отраслей и экспорта. Между тем украинские аналитики на вопрос «НИ» об угрозе дефолта отвечают, что не видят на сегодняшний день к нему предпосылок.
Министр экономического развития Айварас Абромавичус и министр финансов Наталья Яресько предлагают новый бюджет для Украины.
Потеря Крыма оценивается некоторыми экспертами в 3,9–4,2% ВВП Украины. Гораздо большее негативное влияние оказывает ситуация в восточных областях. Из-за событий на Донбассе Украина, по тем же оценкам, потеряла 20% своей экономики. По мнению экономистов, товарооборот с Россией может упасть в 2014 году на 20–30%, то есть с 25 млрд. долларов в 2013 году до 18–20 млрд. долларов. И это падение будет продолжаться. Однако увеличение объемов экспорта продукции в страны ЕС в нынешнем году позволило частично перекрыть потери на российском направлении. За девять месяцев в Европу было поставлено украинских продуктов на 150 млн. долларов.
Впрочем, как говорит премьер Арсений Яценюк, экономическая ситуация в стране сейчас намного сложнее, нежели девять месяцев назад. Бороться с трудностями новое правительство предлагает путем урезания госаппарата на 10 процентов, распродажи госимущества, борьбы с зарплатами в «конвертах» и сокращения количества налогов с 22 до 9. Кроме того, программой правительства предусмотрено усиление борьбы с коррупцией и проведение демонополизации в стране. Как скоро правительственные инициативы затронут коррупционеров и олигархов, неизвестно. Однако тяготы экономики военного периода уже чувствуют на себе простые украинцы.
То, что дальше будет еще хуже, понимают на Украине, конечно же, все – от обывателей до министров. Премьер Яценюк давно отошел от популистских заигрываний с народом и хорошей жизни не обещает. Он не скрывает, что 2015 год станет для страны годом выживания. Но вот насколько именно будет тяжело, станет понятнее, когда правительство представит в парламенте бюджет-2015: по крайней мере, появятся показатели, по которым можно прогнозировать будущее украинской экономики.
«Государство, по большому счету, – банкрот, поэтому ожидать, что мы создадим реальные, а не декларативные программы стимулирования, – это просто нереально. Главное сейчас – не мешать бизнесу, а бизнес сам разберется», – заявил на днях министр экономического развития и торговли, бывший гражданин Литвы Айварас Абромавичус.
Вместе с тем министр финансов Наталья Яресько (которая перед самым своим назначением сменила американское гражданство на украинское) заверяет, что вопрос дефолта в правительстве даже не обсуждается и что на Украине даже не преддефолтное состояние.
По ее словам, подготовка бюджета в правительстве находится «в середине процесса». «Проводим мозговые штурмы, дебаты и обсуждения как доходной, так и расходной части бюджета. Следовательно, окончательный проект до сих пор не согласован. Идеи, которые были опубликованы в Интернете или обсуждаются сейчас, – это просто идеи», – отметила Яресько. Она подчеркнула, что ставится задача в течение нынешней недели подготовить такой проект госбюджета, который позволит стабилизировать финансовую систему, обеспечить приоритеты национальной безопасности и социальной поддержки наиболее нуждающихся.
«Сочетание негативных факторов, влияющих на украинскую экономику, очень жесткое. Это серьезный политический кризис, который обострился в стране в конце прошлого года и привел к трагической развязке в феврале. Это внешняя агрессия, которая привела к разрушению экономики в ряде важных регионов Украины, а также привела к необходимости повышенных расходов на сферу безопасности и обороны. И, конечно, все это отразилось на экономических показателях», – сказал в интервью «НИ» президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило. В то же время эксперт не склонен излишне драматизировать ситуацию. «Сегодня все, от кого зависит экономическая ситуация в стране, говорят, что особой критичности нет. Думаю, их заявления основаны на реальной оценке потенциала украинской экономики плюс расчет на помощь Международного валютного фонда», – утверждает Жалило. По его словам, часть программы фонда уже запущена, очередной транш ожидается в начале 2015 года. Эксперт прогнозирует, что программа будет продолжена, потому что правительство новое и кровно заинтересованное в том, чтобы очередной транш помощи был получен. «И все же свет в конце тоннеля виден. Риск дефолта – это не единственное, на чем свет клином сошелся. В стране есть работающая экономика, есть рабочие места, есть все условия для того, чтобы государство реализовывало свои экономические обязательства. Бюджет будет представлен. Его рамок мы пока не знаем, хотя уверен, что он будет весьма жестким, но тем не менее он будет», – оптимистично настроен собеседник «НИ».
Считает дефолт маловероятным и аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. По той причине, что на следующий год Украина ожидает только от МВФ поступления более 10 млрд. долларов кредита. «В то же время в 2015 году выплаты по нашим прямым государственным долгам, включая долги госкорпораций, составляют менее 10 млрд. долларов. Соответственно, если мы ожидаем получить больше кредита, чем сумма ожидающихся выплат, то вообще-то говорить о том, что будет необходимость объявлять дефолт, не совсем корректно», – пояснил Александр Жолудь.